4) Обычно в специализированной литературе по тренингам раздел, посвященный созданию нового тренинга, семинара, сводится к призывам «разработать новый тренинг», либо к изучению мнения уважаемого Заказчика – см. подход Елены Сидоренко: какой продукт ему нужен? [3; с. 142-144].
5) В основе данной работы – материалы Мастер-класса по созданию новых продуктов и, частично, Мастер-класса «Классика бизнес-консалтинга для тренеров». Ниже приводятся типовые ошибки, совершаемые при создании новых продуктов (тренингов, семинаров, консалтинговых услуг и т.п.) по мере развития того или иного класса продуктов.
Ряд приводимых в примеров - не из области тренинга / консалтинга. Креативные концепции создания новых продуктов в различных областях человеческой деятельности схожи, а восприятие бизнес-тренерами и консультантами негативных примеров из иных областей менее отягощено стереотипами и не будет вызывать никому не нужных обид.
Необходимое терминологическое пояснение:
В пункте 5) используются термины «продукт» и «класс продуктов». В качестве примера «класса продуктов» можно привести «Тренинги продаж» - целый класс продуктов о продаже товаров и/или услуг; примеры отдельных конкретных продуктов из этого класса: «Семинар по продаже консалтинговых услуг»; «Семинар о продаже прав на интеллектуальную собственность».
6) Исходная позиция Автора вышеназванных Мастер-классов и данной работы (Автор занимается краткосрочным обучением с 1979 года): при выводе на рынок нового продукта первичны его новизна и качество (полезность) , а не мнение знакомого Заказчика.
Как показывает опыт, если продукт действительно качественный и актуальный, Заказчики поедут через всю страну… Кроме того, подобный результат – отличная и долговременная «Отстройка от Конкурентов».
7) При разработке Мастер-класса и подготовке этой работы использована модель «S-образная кривая» [2; с. 172-185 и 352-378]. О различных этапах S-образной кривой, упоминаемых далее, подробно рассказывается в этом же источнике. Для тех, кто не знаком и не пользуется таким инструментом, как «S-кривая», поясним: в работе рассмотрены 10 последовательных стадий развития некоторого класса продуктов (стадии выделены условно - их может быть как больше, так и меньше). Они расположены в последовательности:
рождение продукта –> рост –> отмирание –> рождение продукта-2
Пояснение:
В середине 90-х годов был популярен такой образовательный продукт, как «Курсы по написанию рекламных слоганов». С развитием рынка, слоган оказался лишь маленькой деталью комплексной рекламной или PR-кампании, и ему сейчас, в лучшем случае, посвящают лишь один из разделов «Тренинга для копирайтеров»; более того, написание рекламных слоганов может быть частично автоматизировано – и на подобных семинарах выдается специализированный программный продукт… Таким образом, данный продукт прошел в своем развитии все этапы S-образной кривой.
8) В работе перечислены выявленные типовые ошибки, их более 40. Но порядок, в котором они перечислены, не обязательный, а вероятностный – в реальности он может оказаться несколько иным… В работе не приводятся ошибки, связанные собственно с применением разработанных продуктов – проведением обучения и оказанием консалтинговых услуг, а также типовых ошибок в статьях бизнес-тренеров и консультантов. Но необходимо отметить, что ряд из них совершается в силу исходной некачественной разработки продукта.
9) Ниже не говорится о том, как создавать новые продукты (собственно это и есть предмет Мастер-класса).
Более того: Автор обращает внимание читателей на тот факт, что «не совершение» перечисленных ошибок ни в коем случае не гарантирует и не является инструментом для создания нового продукта… И ещё.
Нужно предупредить уважаемого Читателя:
эта работа предполагает неторопливое, вдумчивое прочтение.
10) Тем не менее, знание типовых ошибок поможет уважаемым Читателям не попасться в ловушку, если они примерно знают этап развития класса продуктов.
См. также Мастер-классы И.Л. Викентьева:
Создание новых продуктов в области тренинга и консалтинга
Написание статей бизнес-тренерами и консультантами
Классика бизнес-консалтинга для тренеров