В главе книги для старшеклассников и студентов "Лестница идей", 1992 г. (Авторы книги -
И.Л. Викентьев, И.К. Кайков) рассказывается о таком способе решения ряда творческих (креативных, нестандартных) задач, как разрешение противоречий / проблем / конфликтов во времени, структуре и взаимодействиях...
Почему каратист ломает рукой кирпич? Как очистить днище корабля? Как натянуть трос, не натягивая? Как вытащить хорошо забитый гвоздь? Как хорошо запомнить правило разрешения противоречий? Ответы на эти вопросы - в данной главе.
Есть ли такое стекло, которое нельзя разбить вдребезги? Есть. Зовется оно "триплекс", в переводе с латыни - "тройное". Триплекс устроен, как бутерброд: два тонких стекла, а между ними - прокладка типа полиэтилена. После удара осколки остаются на своих местах - они приклеены к промежуточному слою. Недаром триплекс ставят на автомашины. Спросим: чем отличается триплекс от оконного стекла? Тем, что его части обладают противоположными свойствами - гибкостью и хрупкостью.
В
предыдущей главе мы рассказали об
изобретательском правиле: если нельзя сделать два действия одновременно, делай их в разные моменты времени. НАПРИМЕР, чтобы рассечь кирпич, рука каратиста должна быть напряженной. Но попробуйте хорошо разогнать напряженную руку - не получится... Значит, в полете рука расслабленная, а при контакте с кирпичом - напряженная. Вспомнили?
Но бывают задачи, в которых нельзя "разнести" противоположные требования во времени.
Вот характерный пример. В тропических морях днища кораблей быстро обрастают ракушками - до 45 килограммов на квадратный метр. Это тормозит ход корабля. Значит, надо чистить днище. Под воду лезет аквалангист, включает мотор круглой торцевой щетки, прикладывает ее к днищу и... закручивается в противоположную сторону сам - ведь опоры в воде нет. Опять нам встретилось противоречие: щетка должна крутиться, чтобы сдирать ракушки, и не должна крутиться, поскольку это создает неудобство для работы...
Как разрешить это противоречие во времени? Только коснулся щеткой днища - и сразу отвел. Тогда аквалангист просто не успеет "закрутиться". Но так долго не поработаешь - утомительно. А вот что предложил изобретатель А. Воробьев еще в 1949 году: одна часть щетки вращается в одну сторону, а другая - в противоположную! Или: одна щетка вращается внутри другой! Будет ли теперь страдать аквалангист?
Обратимся к новому примеру. Итальянец Лаццаро Спалланцами (1729 - 1799) - ученый, "охотник за микробами". Для своих экспериментов ему понадобилось запаять горлышко стеклянной бутылки, не выгоняя из нее воздуха. Известно: при нагреве, особенно при большой температуре, при которой плавится стекло, воздух расширяется и уходит из бутыли... По ряду причин использовать пробку для горлышка и дополнительное охлаждение было нельзя.
Вновь мы встретились с задачей, где спрятано противоречие! Вот как ее решил ученый: вначале - почти запаял горлышко, оставив все же узенькое отверстие, и дал бутыли остыть - вновь заполниться воздухом. А потом разом запаял оставшееся отверстие на сильном огне - воздух просто не успел выйти наружу...
Читатель, привыкший размышлять, заметит тонкость: в отличие от предыдущих случаев, Спалланцами оперировал не только временем, но и - если так можно выразиться - частями бутылки. И он был прав. Ибо мы вплотную подошли к еще двум способам разрешения противоречий, а значит, и к новому способу решения творческих задач.
|
ВРЕМЯ + СТРУКТУРА + ВОЗДЕЙСТВИЕ
|
|
Начнем раздел с ТРИЗ-правила большой степени общности: противоречия разрешаются во времени, в структуре и в воздействиях.
Уточним: в более сложных случаях (как, например, с задачей Спалланцани) и во времени, и в структуре...
Что означает разрешить противоречие в структуре или воздействиях?
Здесь процедура аналогична разрешению противоречия во времени, поэтому мы приведем все три общие формулировки:
1. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ВО ВРЕМЕНИ:
В ИНТЕРВАЛ ВРЕМЕНИ t1 СИСТЕМА ОБЛАДАЕТ СВОЙСТВОМ "А",
А В ИНТЕРВАЛ ВРЕМЕНИ t2 - СВОЙСТВОМ "неА"
(вспомним примеры, приведенные в предыдущей главе).
2. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ В СТРУКТУРЕ:
ОДНА ЧАСТЬ ЧИСТЕМЫ (ИЛИ СИСТЕМА В ЦЕЛОМ) ОБЛАДАЕТ СВОЙСТВОМ "А",
А ДРУГАЯ ЧАСТЬ (ЧАСТИ) - СВОЙСТВОМ "неА"
3. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ВОЗДЕЙСТВИЯХ (ИЛИ ВЕПОЛЯХ):
ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ-1 СИСТЕМА ОБЛАДАЕТ СВОЙСТВОМ "А",
А ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ-2 (или, в частном случае, при ВОЗДЕЙСТВИИ-1, равном 0) - СВОЙСТВОМ "неА".
Для облегчения запоминания способов разрешения противоречий, взгляните на Рис.1.
|
Разрешение противоречия во времени. |
|
Разрешение противоречия в структуре |
|
Разрешение противоречия в воздействиях |
Рис.1.
Всего в рамках классических ТРИЗ-подходов разработано 11 способов разрешения противоречий, однако для решения большинства задач достаточно приведенных выше.
Покажем, как работают правила на примере изобретательской и научной задач.
Вот цитата из заметки, опубликованной в одном из журналов: "Каждый раз, оказавшись у мостового крана, я возвращался к этой задаче и каждый раз сталкивался с властным требованием практики - НАДО и не менее властным категорическим указанием теории - НЕЛЬЗЯ. Как сделать, чтобы оступившийся монтажник-верхолаз мог опереться на провисающий страховочный канат и не потерять равновесие? Чтобы канат стал жестким, его надо натянуть до металлического звона, до предела, но этого делать нельзя, так как импульсная нагрузка (падение монтажника) может разорвать предварительно напряженный канат. Как сделать канат и провисающим, и натянутым, и во всех случаях достаточно прочным? Так и бегала моя мысль по заколдованному кругу целых 12 лет, пока я не перешел от расплывчатой идеи к экспериментальной проверке..."
12 лет были потрачены зря! Надо было сразу формулировать противоречие: канат должен быть натянут и канат не может быть натянут. Разрешение противоречия во времени дает первую подсказку: в начале натянут - потом нет. Попробуем разрешить противоречие и в структуре: одна часть каната натянута, а другая - нет (Рис. 2).
Рис.2.
Возникает новая задача: как реализовать подобную идею? Если не удается решить ее сразу, можно сформулировать новое противоречие: на участке F канат должен быть натянут и не может быть натянут.
После разрешения данного противоречия решение становится очевидным: концы петли скрепляются тонкой проволокой (или одной из прядей каната), которая порвется первой в случае падения монтажника...
Рассмотрим научную задачу. Из аналитической химии известно, что можно определять природу и концентрацию вещества (и даже нескольких веществ) в растворе по силе тока и приложенному напряжению. Однако со временем металлический электрод начинает взаимодействовать с раствором, что искажает результаты анализа.
Противоречие: электрод должен быть, чтобы пропускать ток для определения вещества, и электрода не должно быть, ибо с ним взаимодействует исследуемый раствор, что искажает результаты анализа.
Разрешение противоречия во времени дает идею: то поднимать, то окунать электрод. Но это явно неудобно. Продолжим разрешение в структуре: одна часть электрода взаимодействует с раствором, а другая - нет... Это легко сделать, если применить капельно-ртутный электрод - например, весь объем ртути заключен в стеклянную пипетку и с раствором взаимодействует лишь капля ртути в самом низу. Время от времени капля падает на дно ванны и ее заменяет новая капля. К подобному решению интуитивно пришел в 1922 году чех Я. Гейровский. Сейчас изобретенный им метод химического анализа получил название полярографии и широко применяется.
Итак, резюмируя изложенное, можно утверждать: изменение любой системы порождает ответную "реакцию" (а иногда удобнее говорить, что наше полезное действие изначально сопряжено с вредным - вспомним задачу о микроминиатюристах). Поэтому важно не избегать противоречий, что так свойственно обыденному мышлению, а обострять и разрешать их во времени, структуре и взаимодействиях...
ЗАДАЧА 28
Маломощная гусеница перемещает себя "по частям" - изогнутая часть гусеницы движется, а остальные звенья - нет. Какие правила разрешения противоречий "использует" гусеница?
ЗАДАЧА 29
На стройке часто можно увидеть форму для бетона - опалубку. Попросту говоря - большой ящик из досок по форме будущего фундамента. Внутрь опалубки зальют бетон. Когда бетон, как говорят строители, "схватится", опалубку нужно снять. Задача: как быстро разобрать ее на доски? Нужно разрешить противоречие: чтобы гвозди легко вынимались, их шляпки должны хоть немного торчать над доской, а чтобы гвозди надежно скрепляли доски - они должны быть забиты по самую шляпку.
ЗАДАЧА 30
Ювелирные украшения видели все. Но не все знают, как их делают. Прежде чем камень будет одет в красивую оправу из металла, заготовку распилят на тонкие плитки. Потом края каждой плитки шлифуют. Да вот незадача: плитка ломается. Да и держать ее неудобно. Сможет ли уважаемый Читатель найти решение по авторскому свидетельству на изобретение N 1255446?
КОНТАКТ с АВТОРОМ:
И.Л. Викентьев
тел./факс: (812) 571-27-27, 970-27-27
e-mail: info@triz-chance.ru
Примечания:
- c рядом материалов по разрешению противоречий, написанных первым разработчком ТРИЗ Г.С. Альтшуллером, можно ознакомиться в электронной книге: "Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы" (распространяется бесплатно);
- более подробно о технике разрешения противоречий (в том числе и способами, не указанными выше) рассказано в Главе 13 и Практическом приложении 11, опубликованных в книге-методике: Викентьев И.Л., Приёмы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 446 примеров, 200 учебных задач и 21 практическое приложение 8-е издание, СПб, "ТРИЗ-ШАНС" и "Бизнес-пресса", 2007 г., 406 c.
Вернуться к списку статей
|
|