10.3. Каковы критерии определения гения?
Общепринятого ответа нет. На 30 сентября 2011 года мне известно 239 гипотез на этот счёт, преимущественно европейских и американских авторов.
На протяжении истории эти критерии менялись. Одна из самых общих тенденций этого вопроса может быть изложена в короткой фразе так: «От обожествления к компетенциям». Или: в Древнем Риме, со времён императора Августа, было принято обожествлять своих руководителей. Естественно, что если руководитель божество, то оно никогда и ни в чём не ошибается – прямо как В.И. Ленин в СССР.
К XVIII веку во Франции, в Германии сложилось устойчивое мнение, что гений - специалист «не во всём», а только в искусстве, в поэзии. До этого, аналогичная оценка неоднократно высказывалась в Италии.
К концу XX века стало понятным, что выдающийся человек – делает работы мирового уровня в своей области и может быть весьма наивен в соседней.
Так, Махатма Ганди был противником современных больниц,
поскольку считал, что физические страдания людей - это расплата за зло, совершенное в
предыдущих жизнях и не нужно мешать этому искуплению. В книжных магазинах уже продаются целые книги про странности и ляпы великих...
Многие из этих историй выдуманы, но сам эффект: "снижение результативности при выходе за пределы своей компетентности" общеизвестен и справедлив не только для гениев / талантов.
Показательно: наш современник протоирей Андрей Кураев пишет, что на учёных
советах Московской Духовной Академии сегодня соискателям категорически не рекомендуется аргументировать свои выводы в стиле: "мне было откровение", "голос мне сказал", "я сердцем пережил" либо "старец мне передал":
Я считаю, что, в отличие от романтиков XVIII века, говоря о гении или таланте, целесообразно учитывать не его собственное мнение о себе, не мнения восторженного / завистливого / оплачиваемого окружения, а определять гения путём сравнения с достижениями иных выдающихся деятелей. То есть, сравнивать не мнения, а достигнутые и проверяемые результаты.
Следующий раздел »
Оглавление Отчёта И.Л. Викентьева и форма для доп. вопросов »