Викентьев И.Л.
© Консалтинговая фирма "ТРИЗ-ШАНС", 1995 г.
На вопросы "Рекламного Измерения" (далее - РИ) отвечает Директор консалтинговой фирмы "ТРИЗ-ШАНС" Игорь Леонардович Викентьев.
В интервью рассказывается о приемах защиты интеллектуальной собственности и о том, как определить цену при покупке и продаже идей.
РИ: Вы занимаетесь необычным делом - консультируете предпринимателей по вопросам проектирования рекламных кампаний, разрабатываете сценарии "раскрутки фирмы". То есть, Ваша деятельность доказывает тезис, что в нашей стране за идеи платят, и что у нас формируется рынок продуктов интеллектуального труда?
И.В.: Скорее так: платить пока не привыкли, но обстоятельства вынуждают: чтобы двигаться вперед, необходимы свежие идеи.
РИ: Если идеи чего-то стоят, то как Вы подходите к определению их цены?
И.В.: Перечислю наиболее известные приемы ценообразования:
- по аналогам;
- по проценту от прибыли;
- по корпоративным (профессиональным) тарифам и условиям.
Но эти приемы в условиях развивающегося рынка консалтинга весьма субъективны, если не сказать - лукавы, так как все расчеты из-за отсутствия достоверных обоснованных данных весьма приблизительны. Есть еще вариант "красного бизнеса": консультант пытается угадать по глазам Заказчика, сколько запросить, а Заказчик - по машине, по костюму, обуви, часам консультанта - сколько заплатить...
Правда, справедливость требует отметить, что не только наши бизнесмены могут не доплачивать и обманывать, но и не все работающие сейчас в России западные бизнесмены настолько же честны и законопослушны у нас (как можно прочитать в иных бизнес-учебниках), насколько они честны и законопослушны в своей стране. Поэтому в Системе "ТРИЗ-ШАНС" разработан и используется набор практических приемов, знакомство с которыми, возможно, будет полезным для Читателя.
Основной принцип: цена идеи должна зависеть не только от ее результативности, но и от объема передаваемых Заказчику прав. Кроме этого, передача идей и решений должна осуществляться по определенной процедуре. Рассмотрим это на примере из нашей практики.
Итак, мы консультировали одну центральную газету на предмет увеличения потока Рекламодателей. Уважаемому Заказчику было предложено несколько вариантов оплаты творческих решений по его выбору:
Вариант N1: Мы отдаем все решения и исключительные права на них - это стоит сумму N.
Вариант N2: Мы даем комплекс предложений и неисключительные права на них данной газете и гарантируем, что не станем работать в течение двух лет с изданиями-конкурентами (за 2 года наши решения или переизобретут или "заимствуют"), и это стоит уже, скажем, сумму N, деленную на 3.
Вариант N3: Мы даем набор отдельных конкретных предложений и неисключительные права на них данной газете и разрешаем использовать их только на территории Москвы (но не в региональных вкладках!) и на время - в течение трех месяцев. Оплата: сумма N, деленная, например, на 6 - см. Рис.1
Рис. 1
Таким образом, мы не шаманим, называя сумму консультации, а совместно с Заказчиком ищем устраивающий друг друга баланс между размером оплаты и объемом передаваемых прав. Юридическое основание:
"Закон об авторских правах и смежных правах".
РИ: А не бывает так, что Заказчик хочет перед оплатой узнать идею, чтобы понять, за что платить, а после того как узнает, платить отказывается: зачем платить за то, что уже известно? И что тогда?
И.В.: Такое тоже бывает... О единственной известной нам, если так можно выразиться, радикальной защите Авторских прав скажу позже, а пока - о тактических мерах.
Во-первых, нам неизвестно единое лекарство от всех болезней. То есть, любое мало-мальски продуманное решение конкретной проблемы - это система, комплекс идей и предложений. Например, эффективный сценарий проведения выборов в представительные органы власти содержит не менее 30 ходов.
Отсюда,
совет первый: решения передавать по-одному... Начиная не с самого центрального и не самого ценного.
Во-вторых,
необходим грамотно составленный Авторский Договор (договор о передаче и приобретении Авторских прав) на решения, имеющий специальный раздел о сохранении конфиденциальности информации и об ответственности за нарушение принятых на себя обязательств.
В-третьих,
лист с описанием конкретного решения делится на четыре части. В первой - суть, описание решения. Во второй - письменное подтверждение Заказчиком факта ознакомления с решением. После ознакомления с решением требуются не эмоции "нравится - не нравится", а роспись и печать, подтверждающие факт ознакомления с решением: "Да, я ознакомлен с данным решением и признаю, что данное решение является объектом коммерческой тайны и интеллектуальной собственностью консультанта". Если такой расписки не дается - мы прощаемся. Сразу и навсегда.
Если подпись поставлена - лист переворачивается и теперь Заказчик волен сделать свой выбор: подписать Акт приемки или Акт отклонения решения (без обоснований). Если решение принято - это повод для оплаты. Если отклонено - что ж делать... Но!
Заказчик в этом случае не имеет права в своей деятельности использовать решение, с которым он ознакомлен, без специального письменного разрешения Автора - см. Закон.
Процедура несколько занудна и монотонна, но дает определенные гарантии Автору. Это из той же серии, что государство нужно не затем, чтобы сделать жизнь раем, а чтобы она окончательно не превратилась в ад...
Рынок идей, технологий колоссален. По некоторым оценкам, экспорт США до 80% составляет продукция массовой культуры и технологии, а не сырье или полуфабрикаты.
Признаем: в России только сейчас начал формироваться рынок судебных разбирательств из-за нарушения прав, связанных с интеллектуальной собственностью. И к нему надо быть готовым, помня о том, что в странах с развитой экономикой второе место по числу самых распространенных правонарушений (после наркотиков) занимают судебные споры, связанные с нарушениями Авторских прав, поскольку суммы штрафов за нарушение чужих авторских прав иногда исчисляются десятками миллионов долларов.
РИ: А обещанная Вами контрмера против интеллектуального "пиратства"?
И.В.: Радикальный способ один: постоянный поиск, опережение конкурентов и "пиратов" на старте. Выигрывает тот, кто быстрее находит и внедряет новые решения актуальных проблем. За более чем столетнюю практику мировой патентной системы лучшего пока не нашли. Ведь недаром большинство патентов действуют и дают льготы Авторам лишь в течение 15-20 лет. За это время они либо устаревают, либо переизобретаются, либо "заимствуются" без спроса.
В каждом конкретном случае, помимо охраны патентами или режимом Авторского права, существует масса тактических тонкостей. Это и выполнение документов на темно-синей бумаге, что затрудняет тиражирование при светокопировании, и продажа интеллектуальной продукции по взаимодополняющим частям, и многое другое... Но самое главное - нельзя провоцировать на "пиратство": необходимо использовать комплекс мер защиты своей интеллектуальной собственности: и договорных, и технических, и правовых.
Статья опубликована в бюллетене "Рекламное Измерение" 1995 г., № 11-12.
См. также: Корректное цитирование произведений
КОНТАКТ с АВТОРОМ:
И.Л. Викентьев
тел./факс: (812) 571-27-27, 970-27-27
e-mail: info@triz-chance.ru
Нестандартные / творческие / креативные способы защиты интеллектуальной собственности
Вернуться к списку статей
|