Решение изобретательских задач
Многочисленные авторы дают различные определения, но наиболее известным является определение первого разработчика ТРИЗ Г.С. Альтшуллер, цитируем:
"Задача становится изобретательской только после того, как ее не удалось решить известными способами.
Предположим, необходимо создать портативное подъёмное устройство, монтируемое на тяжелых транспортных самолетах и используемое для ускорения погрузки-разгрузки на необорудованных аэродромах. Такая задача вполне может быть решена уже имеющимися в современной технике средствами. Основываясь на общих принципах конструирования подъемных устройств и используя, скажем, опыт создания легких автокранов, квалифицированный конструктор в состоянии спроектировать требуемое устройство. Понятно, что подобное устройство, облегчая погрузку и разгрузку, увеличит в той или мной мере "мёртвый" вес самолета. "Выигрывая" в одном, конструктор одновременно "проигрывает" в чем-то другом. Зачастую с этим можно смириться, и задача конструктора сводится к тому, чтобы побольше "выиграть" и поменьше "проиграть".
Необходимость в изобретении возникает в тех случаях, когда задача содержит дополнительное требование: "выиграть"... и ничего не "проиграть". Например, подъемное устройство должно быть достаточно мощным и в то же время не должно утяжелять самолет. Решить эту задачу известными приемами невозможно; даже лучшие передвижные краны имеют немалый вес. Здесь нужен какой-то новый подход, иначе говоря - нужно изобретение.
Таким образом, обычная задача переходит в разряд изобретательских, когда необходимым условием ее решения является устранение технического противоречия.
У машин и механизмов (вообще у технических объектов) есть несколько важнейших показателей, характеризующих степень их совершенства, например, вес, габариты, мощность, надежность. Между этими показателями существует определенное соответствие. Скажем, на одну единицу мощности требуется определенный вес конструкции. Чтобы увеличить уже известными в данной отрасли техники путями один из показателей, приходится "платить" ухудшением другого. Изобретательское творчество состоит в том, чтобы найти такой путь, при котором "платы" не требуется (или она непропорционально мала по сравнению с получаемым результатом)".
Альтшуллер Г.С., Основы изобретательства, Воронеж, "Центрально-черноземное книжное издательство", 1964 г., с. 48-49.
См. также:
Эвристические алгоритмы, правила, системы
Исследование, изучение творчества, креативности по Г.С. Альтшуллеру