Процесс научно-технического творчества по Б.М. Кедрову
«Обычно механизм воздействия фантазии состоит в том, что она вступает в реакцию с реальными «рабочими» мыслями. Суть этой реакции становится понятной, если воспользоваться схемой творческого процесса, предложенной академиком Б. М. Кедровым (Б. М. Кедров, О теории научного открытия, в Сб.: «Научное творчество», М., «Наука», 1969 г., с. 78-82).
Схема академика Б. М. Кедрова
В поисках решения задачи мысль человека движется в определенном направлении (α) от единичных фактов (Е) к выявлению того особенного (О), что присуще этим фактам. Следующим
шагом должно быть установление всеобщности (В), т. е. формулировка закона, теории и т. п.
Переход от E к О не вызывает особой трудности, но дальнейший путь от О к В прегражден познавательно-психологическим барьером (i). Нужен какой-то трамплин (Г), позволяющий преодолеть барьер. Чаще всего таким трамплином бывает случайно возникающая ассоциация, причем появляется эта ассоциация при пересечении линии (α) с другой линией мыслей (β)».
Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., «Московский рабочий», 1973 г., с. 253-254.
См. также:
Введение нерегулярности / случайности в процесс творческого поиска
Классификация стратегий креатива по И.Л. Викентьеву