Новости Новости
Статьи и методики Статьи и методики
Семинары по PR Семинары по PR
Литература Литература
Форумы Форумы
Демо-версии Демо-версии
Цены Цены
Комплектация Комплектация
Ваш заказ Ваш заказ
ТРИЗ-ШАНС ТРИЗ-ШАНС
Ссылки Ссылки
Рассылка Рассылка


Rambler's Top100


Консалтинг и тренинги Санкт-Петербурга


Изучение высших уровней творчества



"Человек может всё, пока он ничего не делает..."

Константин Мелихан

Уважаемые Коллеги!

1) С одной стороны, есть религиозно-философско-культурологическо-психологический тезис-1:

все люди разные!

Да, люди, например, анатомически действительно разные.

Но, рассматривая личность в некоторых контекстах, в конце этого утверждения следует ставить не восклицательный знак, а выделенную красным цветом запятую, и сформулировать тезис-2:

все люди разные,
до тех пор, пока они не начинают действовать и/или решать задачу

Скажем, люди нескромной профессии - бизнес-тренеры и консультанты, берущиеся обучать / консультировать взрослых людей, делают одинаковые (!) ошибки при:

- подготовке своего Доклада к профессиональной Конференции;

- во время своего Доклада на профессиональной Конференции.

Назову и популярный миф-следствие из тезиса-1:

Личность всегда думает то, что она хочет!

Увы, это юный, иногда очаровательный, но всегда незрелый взгляд на мир.

Поэтому мой, проверенный статистикой, тезис-3:

Количество сценариев как типовых ошибок, так и верных решений (мыслей) счётно (конечно)

Святые отцы перечисляли типовые (то есть, повторяющиеся) грехи и ещё более типовые способы борьбы с ними – см., например, труды Феофана Затворника... А старенькие профессора МГУ и СПбГУ дают отзывы на очередную «общефилософскую теорию всего» дилетантов, указывая их авторам на незнание аналогов… Психотерапевты и психиатры научились распределять на типовые группы сны и даже бред сумасшедших... А преступники знают, что их будут выслеживать и ловить, но не в силах изменить свой «криминальный почерк»…

2) С другой стороны: во все времена находились Личности, которые иногда (не всегда!) давали творческие результаты более высокого уровня, чем другие.

Да, это редкие события, но они бывают.

3) Проблемами: «Что есть высшие уровни творчества?», «Что есть гений?» интересовались давно, но признаем: научные достижения здесь скромны...

А у заблуждений в этой области есть свои традиции. В Европе многие столетия, всё непознанное автоматически приравнивалось к большому Иксу = божественному.  В XXI веке оккультятники в качестве большого Икса используют уже не Божественное, а Космическое / Вселенское и т.п.

Другая линия: в XVIII-XIX веках в развитых странах Европы появились группы профессиональных литераторов, деятелей искусства, естествоиспытателей и т.п. Многие из них, обычно в возрасте около 40 лет, начинали подводить жизненные итоги: что мнилось / хотелось? что удалось? что не удалось? что не удалось коллегам? и т.п. Не всегда, но обычно эти пояснения носили – очень важное словосочетание  – психотерапевтический характер. Сочинителю нужно было как-то (хоть как-то!) объяснить себе сложившуюся ситуацию и… самоуспокоиться. Задачи объяснить достигнутые / недостигнутые творческие результаты  другим людям, проверить свои исходные посылки и доводы - даже не ставилось…

Отсюда пошла масса безответственных высказываний, которые до сих пор цитируются на сайтах афоризмов в стиле:

- Гений – это всегда страсть / нетерпение!

- Гений – это долготерпение!

Или:

- Только в мышлении гения – вся полнота Личности!

- Мышление гения – это, прежде всего, отказ от «Я»…

(Последнюю мысль, например, неоднократно повторяет Георг Гегель  – см., например: «Когда я мыслю, я отрекаюсь от всех своих субъективных особенностей, углубляюсь в самоё вещь и я дурно мыслю, если прибавляю хоть что-нибудь от себя» Г. В. Ф.  Гегель, Энциклопедия философских наук / Сочинения в 14-ти томах, Том 1, М.-Л., «Государственное социально-экономическое издательство», 1930 г., с. 55).

Как этот противоречивый клубок из высказываний можно использовать практически – непонятно; плюс для повышения хлёсткости, держатели сайтов порой досочиняют афоризмы за великих...

К концу XX века гениев и феномены высшего творчества обычно упоминают в следующих ВУЗовских курсах:

Примерное название курса

Краткий комментарий И.Л. Викентьева

Социальная или дифференциальная психология

Гении упоминаются как одна из подкатегорий маргиналов

Эстетика; Культурология; История литературы и т.п.

Периодически упоминаются, например, при рассказе о деятелях «Бури и натиска» 

Социология

Излагаются различные точки зрения известных социологов на «Теорию элит»

Краеведение; Религиоведение

Изучаются отдельные события из жизни выдающихся  деятелей

Философия творчества

Отдельные цитаты-упоминания

 

В рамках «Психологии творчества» гении / выдающиеся таланты не изучаются, поскольку здесь до сих пор занимаются близкими к карикатурам экспериментами с целью защиты диссертаций, а не с целью помощи согражданам при решении их небанальных задач…

4) Поскольку существует незанятая учёными «дыра», то в полном соответствии с поговоркой «свято место пусто не бывает», темой эффективности творчества занимаются маргиналы. По их мнению – можете проверить –  достаточно прибавить к традиционной услуге / заголовку слова: инновационный / гениальный / креативный / харизматический,  и «новая» услуга или брошюра готовы: «креативный тренинг продаж», «гениальная интуиция», «харизматический лидер»  и т.п.  Чего здесь больше изначально: душевного нездоровья самих «авторов», их низкой квалификации или сознательного вранья – трудно сказать. Но подобные печатные брошюры и публикации в Internet появляются еженедельно… Они никогда не выдерживают вопросов: а где собственные творческие результаты автора, решённые небанальные задачи, некомпилятивные методики?

Как известно, Internet усиливает не только возможности результативных и профессиональных людей (которых всегда меньше, чем активных маргиналов)…

5) Сделаю промежуточные выводы:

а) явления выдающихся результатов зафиксированы у разных народов и для разных направлений деятельности; 

b) эти явления редки, не очень изучены и, в большинстве случаев, мало / плохо управляемы;

в) пока в изучении этих явлений преобладает – в соответствии с Законом о трёх стадиях Огюста Конта – донаучный, дотехнологический этап. Или, в терминах середины XX века, преобладают декларативные, а не процедурные знания

c) есть отдельные исключения из пункта в)  - так, Генрих Саулович Альтшуллер  доказал, что вменяемый человек, освоив ТРИЗ,  самостоятельно прорешав многие задачи, в принципе может научиться решать целые классы изобретательских задач;

Замечу, в обучении ТРИЗ наблюдается ряд характерных стадий [примеры не публикуются].

d) Мои эксперименты показывают, что взрослого человека в интеллектуальных профессиях можно за 1-2 года довести до заметного уровня в столице / стране [примеры не публикуются].

6) До открытия портала VIKENT.RU были опубликованы материалы исследования: Представления россиян о гениальности и талантливости  - тем, кто не читал, рекомендую его прочитать, особенно раздел: Стереотипные представления россиян о гениях и талантах.  Это очищает в толстовском смысле слова.

 

Следующий раздел 1-ой Встречи »»»


Copyright © ООО "ТРИЗ-ШАНС", 2007.
Любое использование текстов и дизайна может
осуществляться лишь с разрешения ООО "ТРИЗ-ШАНС".
Основание: "Закон об авторских правах и смежных правах" PФ и международные нормы.
English
На главнуюПодписка на новостиДилерамФорумыТРИЗ-ШАНСПишите НовостиПодписаться на рассылкуСсылкиТРИЗ-ШАНСВаш заказКомплектацияЦеныДемо-версииФорумыЛитератураСеминары по PRСтатьи