Изучение высших уровней творчества
"Человек может всё, пока он ничего не делает..."
Константин Мелихан
Уважаемые Коллеги!
1) С одной стороны, есть религиозно-философско-культурологическо-психологический тезис-1:
все люди разные!
Да, люди, например, анатомически действительно разные.
Но, рассматривая личность в некоторых контекстах, в конце этого утверждения следует ставить
не восклицательный знак, а выделенную красным цветом запятую, и сформулировать тезис-2:
все люди разные,
до тех пор, пока они не начинают действовать и/или решать задачу
Скажем, люди нескромной профессии - бизнес-тренеры и консультанты, берущиеся обучать / консультировать взрослых людей, делают одинаковые (!) ошибки при:
- подготовке своего Доклада к профессиональной Конференции;
- во время своего Доклада на профессиональной Конференции.
Назову и популярный миф-следствие из тезиса-1:
Личность всегда думает то, что она хочет!
Увы, это юный, иногда очаровательный, но всегда незрелый взгляд на мир.
Поэтому мой, проверенный статистикой, тезис-3:
Количество сценариев как типовых ошибок, так и верных решений (мыслей) счётно (конечно)
Святые отцы перечисляли типовые (то есть, повторяющиеся) грехи и ещё более типовые способы борьбы с ними – см., например, труды Феофана Затворника... А старенькие профессора МГУ и СПбГУ дают отзывы на очередную «общефилософскую теорию всего» дилетантов, указывая их авторам на незнание аналогов… Психотерапевты и психиатры научились распределять на типовые группы сны и даже бред сумасшедших... А преступники знают, что их будут выслеживать и ловить, но не в силах изменить свой «криминальный почерк»…
2) С другой стороны: во все времена находились Личности, которые иногда (не всегда!) давали творческие результаты более высокого уровня, чем другие.
Да, это редкие события, но они бывают.
3) Проблемами: «Что есть высшие уровни творчества?», «Что есть гений?» интересовались давно, но признаем: научные достижения здесь скромны...
А у заблуждений в этой области есть свои традиции. В Европе многие столетия, всё непознанное автоматически приравнивалось к большому Иксу = божественному. В XXI веке оккультятники в качестве большого Икса используют уже не Божественное, а Космическое / Вселенское и т.п.
Другая линия: в XVIII-XIX веках в развитых странах Европы появились группы профессиональных литераторов, деятелей искусства, естествоиспытателей и т.п. Многие из них, обычно в возрасте около 40 лет, начинали подводить жизненные итоги: что мнилось / хотелось? что удалось? что не удалось? что не удалось коллегам? и т.п. Не всегда, но обычно эти пояснения носили – очень важное словосочетание – психотерапевтический характер. Сочинителю нужно было как-то (хоть как-то!) объяснить себе сложившуюся ситуацию и… самоуспокоиться. Задачи объяснить достигнутые / недостигнутые творческие результаты другим людям, проверить свои исходные посылки и доводы - даже не ставилось…
Отсюда пошла масса безответственных высказываний, которые до сих пор цитируются на сайтах афоризмов в стиле:
- Гений – это всегда страсть / нетерпение!
- Гений – это долготерпение!
Или:
- Только в мышлении гения – вся полнота Личности!
- Мышление гения – это, прежде всего, отказ от «Я»…
(Последнюю мысль, например, неоднократно повторяет Георг Гегель – см., например: «Когда я мыслю, я отрекаюсь от всех своих субъективных особенностей, углубляюсь в самоё вещь и я дурно мыслю, если прибавляю хоть что-нибудь от себя» Г. В. Ф. Гегель, Энциклопедия философских наук / Сочинения в 14-ти томах, Том 1, М.-Л., «Государственное социально-экономическое издательство», 1930 г., с. 55).
Как этот противоречивый клубок из высказываний можно использовать практически – непонятно; плюс для повышения хлёсткости, держатели сайтов порой досочиняют афоризмы за великих...
К концу XX века гениев и феномены высшего творчества обычно упоминают в следующих ВУЗовских курсах:
Примерное название курса
|
Краткий комментарий И.Л. Викентьева
|
Социальная или дифференциальная психология
|
Гении упоминаются как одна из подкатегорий маргиналов
|
Эстетика; Культурология; История литературы и т.п.
|
Периодически упоминаются, например, при рассказе о деятелях «Бури и натиска»
|
Социология
|
Излагаются различные точки зрения известных социологов на «Теорию элит»
|
Краеведение; Религиоведение
|
Изучаются отдельные события из жизни выдающихся деятелей
|
Философия творчества
|
Отдельные цитаты-упоминания
|
В рамках «Психологии творчества» гении / выдающиеся таланты не изучаются, поскольку здесь до сих пор занимаются близкими к карикатурам экспериментами с целью защиты диссертаций, а не с целью помощи согражданам при решении их небанальных задач…
4) Поскольку существует незанятая учёными «дыра», то в полном соответствии с поговоркой «свято место пусто не бывает», темой эффективности творчества занимаются маргиналы. По их мнению – можете проверить – достаточно прибавить к традиционной услуге / заголовку слова: инновационный / гениальный / креативный / харизматический, и «новая» услуга или брошюра готовы: «креативный тренинг продаж», «гениальная интуиция», «харизматический лидер» и т.п. Чего здесь больше изначально: душевного нездоровья самих «авторов», их низкой квалификации или сознательного вранья – трудно сказать. Но подобные печатные брошюры и публикации в Internet появляются еженедельно… Они никогда не выдерживают вопросов: а где собственные творческие результаты автора, решённые небанальные задачи, некомпилятивные методики?
Как известно, Internet усиливает не только возможности результативных и профессиональных людей (которых всегда меньше, чем активных маргиналов)…
5) Сделаю промежуточные выводы:
а) явления выдающихся результатов зафиксированы у разных народов и для разных направлений деятельности;
b) эти явления редки, не очень изучены и, в большинстве случаев, мало / плохо управляемы;
в) пока в изучении этих явлений преобладает – в соответствии с Законом о трёх стадиях Огюста Конта – донаучный, дотехнологический этап. Или, в терминах середины XX века, преобладают декларативные, а не процедурные знания;
c) есть отдельные исключения из пункта в) - так, Генрих Саулович Альтшуллер доказал, что вменяемый человек, освоив ТРИЗ, самостоятельно прорешав многие задачи, в принципе может научиться решать целые классы изобретательских задач;
Замечу, в обучении ТРИЗ наблюдается ряд характерных стадий [примеры не публикуются].
d) Мои эксперименты показывают, что взрослого человека в интеллектуальных профессиях можно за 1-2 года довести до заметного уровня в столице / стране [примеры не публикуются].
6) До открытия портала VIKENT.RU были опубликованы материалы исследования: Представления россиян о гениальности и талантливости - тем, кто не читал, рекомендую его прочитать, особенно раздел: Стереотипные представления россиян о гениях и талантах. Это очищает в толстовском смысле слова.
Следующий раздел 1-ой Встречи »»»