Новости Новости
Статьи и методики Статьи и методики
Семинары по PR Семинары по PR
Литература Литература
Форумы Форумы
Демо-версии Демо-версии
Цены Цены
Комплектация Комплектация
Ваш заказ Ваш заказ
ТРИЗ-ШАНС ТРИЗ-ШАНС
Ссылки Ссылки
Рассылка Рассылка

Подписчиков



Эталонный сайт по ТРИЗ

Окрытые методики рекламы и Public Relations

ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ

о программе "Приемы журналистики и public relations"

     Валентин ЛОПАН

     Возможно, я плохой журналист. Иначе не работал бы руководителем Центра общественных связей Минского автомобильного завода. К этому выводу меня постоянно подталкивало осознание того, что каждый раз, принимаясь за написание очередного пресс-релиза, рекламного текста или просто доклада Клиента на важном во всех отношениях собрании, я использую одни и те же 3-4 "приемчика".
     На творческий прорыв в какую-то новую "нишу", как правило, просто не остается времени.
     Казалось, что мне так и придется нести этот крест бесконечных повторов. Общение с коллегами показало, что я не одинок в своей проблеме.
     Книги Игоря ВИКЕНТЬЕВА, участие в работе его семинаров, и, наконец, компьютерная программа "Приемы журналистики и PR" развеяли все мои сомнения в собственной творческой "неполноценности".
     Оказывается, большинство из до сих пор творивших журналистов и даже писателей поступали именно так - тиражировали однажды найденные "приемчики". Часто делали это всю свою успешную творческую жизнь. А на самом деле таких приемов творчества несколько сотен:
     Поэтому теперь, принимаясь за работу над новым текстом, я сразу начинаю ее с программы "Приемы журналистики и PR".
     И время экономлю, и ощущаю себя настоящим творцом.

Валентин ЛОПАН
Руководитель Центра общественных связей Минского автомобильного завода



     РИА "Новости"

     "Вы все, безусловно, талантливые журналисты, а некоторые (страшно сказать) почти гениальны. Но даже очень талантливые и почти гениальные хоть раз в жизни сталкивались с тем, что ... ну, в общем, заголовок несколько уступает свеженаписаной нетленке. А время идет, верстка поджимает и т.д., и т.п.
     Посему дружески советуем Вам обратить внимание на новую разработку PR-технолога И.Л. Викентьева (ТРИЗ-ШАНС). С сочувствием относясь к тяготам журналистского труда, он придумал, разработал и выпустил в жизнь программу, которая генерирует заголовки - HeadLiner.
     И.Л. Викентьев настаивает на том, что работа с его программой "увеличивает вероятность получения Пользователем гаммы свежих идей...".
     Проверяли сами, иногда получается довольно забавно.

     Северо-Западное бюро РИА "Новости".



     Сергей Сычёв

     По поводу применения программы "Приемы журналистики и PR":

     Да, ряд текстов для нашего ежемесячного 16-ти полосного издания "Рекламное Измерение", а также для его Интернет-версии http://www.triz-ri.ru пишутся с помощью программы.
     Одно "но": чужие примеры и на чужой "фактуре" вряд ли кого убедят. Именно поэтому лучше самому поработать с демо-версией и сделать свой выбор.
     Учтите, здесь возможны различные режимы:
     - ряд наших коллег, работающих с программой, отмечают, что пишут с ее помощью не весь текст, а используют программу "для разгона", "толчка", выхода из "творческой заминки" и т.п.;
     - мы сами используем программу, в том числе, при создании текстов для аудироликов - см. режим "Микроструктура" - счёт идет уже на десятки нормальных, "продающих" аудироликов (готовим свой CD);
     - можно использовать программу не для написания текстов, а лишь для поиска идей (см. режимы: "Тема" и "Система идей") и т.п.;
     - знаем, что уже были отдельные попытки использовать программу в области педагогики и психологии (см. опцию "Изменить мнение" - правда, она полностью представлена только в рабочей версии);
     Но, повторяю, КАК работать и ЗАЧЕМ нужна программа - решаете Вы.
     В конце концов, если какая-то задача "не пойдёт" - на этот случай в программе существует раздел HELP'а "Нет решения". Прямо из программы условие "тупиковой" задачи можно выслать разработчикам по E-mail.
     Они отвечают на такие запросы.

С уважением, C.В. Сычев sch@triz-ri.ru



     Вячеслав Горобец

     "Я имею опыт работы с этой программой. Могу поделиться. Программа действительно непростая. Как только открываешь - ошарашивает пользователя обилием настроек и окон! Сразу производит угнетающее впечатление - так и хочется ее закрыть.
     Программа за Вас ничего не напишет - это верно. Более того - писать с ее помощью непросто: приходится думать! А кто любит думать? Alt-F4 - и дело с концом! А поначалу совсем тяжело! Пока разберешься со всеми этими окошками - думаешь "крыша поедет". Многие на этом этапе и заканчивают, оправдяваясь, мол, "как-нибудь в другой раз... Сейчас срочно статью надо делать! Когда тут с этой программой ковыряться?". И на этом все погибает. Особенно это характерно для демо-версии: она-то досталась бесплатно.
     Однажды программа таки мне пригодилась. А точнее, не целая программа, а демка, у которой не все возможности: она может только вступление помочь написать... У журналиста (пишущего редактора - как хотите) два основных состояния процесса работы: Когда пишешь "от души" и когда пишешь "на заказ".
     Когда пишешь "от души" - статья идет как песня! Сплошное удовольствие! А вот когда "на заказ" - совершенно противоположное состояние. Во-первых, долго собираешься... Потом думаешь. Подходишь с одного конца. Потом - с другого. Пытаешься делать план. Ну не идет ни в какую. Мрак!
     Так вот, программа сможет принести ощутимую пользу именно во втором случае! Она не является панацеей, но спасательным кругом - вне всякого сомнения. И однажды у меня такая ситуация случилась...
     До этого момента я пытался "знакомиться" с программой несколько раз. В смысле, демка была закачана давно. Я несколько раз бодро открывал программу, но через 5 мин. так же бодро ее и закрывал, откладывая до лучших времен...
     Но тут, как говорится, "припёрло". До 14-00 нужно было сдать в газету заказную статью на тему экономического кризиса в стране, и привязать это дело к готовящемуся семинару по бухгалтерским программам, которые проводила одна из компьютерных фирм города. А точнее, привязать второе к первому... Да какая разница! Словом - поджимало. Ситуация усугублялась еще и жутким похмельем, которое было результатом вчерашнего празднования чего-то там. Словом, я с часок помучился с нулевым результатом, а потом подумал:"Чем черт не шутит?" и открыл программу с твердым намерением добить-таки ее до конца... Выбора особо-то и не было.
     Одним словом, я, наверное, впервые открыл программу с конкретной задачей. В этом-то все и дело! И тут же начал подставлять нужные слова в предлагаемые ей шаблоны. Это оказалось проще пареной репы!
     У каждого есть свои проблемы в написании текстов. Лично для меня - сложнее всего начать. Т.е. вступление. Середина - уже проще: разогнался и поехал. А концовки у меня получаются часто вообще роскошные. :) (Сам себя не похвалишь...) Хотя говорят, для многих это самая большая проблема. В демо-версии "Вступление" было расписано на всю катушку. На разбор принципов работы программы ушло примерно минут сорок. После этого я только стучал по клавиатуре и восхищался собой: какой умный Я! :))
     Статья получилась - "не стойте рядом!" :) Понравилась и Заказчику, и даже редактору этой газеты. Хотя ему-то "по барабану" что печатать - за все уплочено. Такие дела.

[...]

     А все что я здесь написал - это не реклама, потому как лицо я незаинтересованное. Более того, я на них вроде как обижен должен быть. На конференции "Рекламное Измерение" в Киеве среди участников разыгрывалась рабочая версия программы. Вернее, среди тех, кто сдаст наиболее интересную и подробно заполненную анкету. Из 15 человек было сдано 2 анкеты. :) Самыми добросовестными оказались я и Багрин (Интернет-Маркетинг). ПРОГРАММА ДОСТАЛАСЬ ЕМУ! :() Не знаю, насколько его анкета была более интересной, но букв в ней было больше - это факт. :)
     Пока покупать не буду - подожду свежую версию (обещают еще более навороченную). Демку, что у меня стоит, уже давно не открывал - пока что пишется "от души". Но вот когда появится заказчик на очередную статью, и свалится на голову очередное похмелье, вот тогда я сяду за компьютер... и открою эту программу! :)"

С уважением,
     Вячеслав Горобец
-----------------



     Радислав Гандапас

     "Мы любим спорить. О чем - неважно. Чем менее мы знакомы с предметом, - тем охотнее. Помню, на подписном листе Re:klamist разгорелся жаркий спор о компьютерной программе "Приемы журналистики и PR". Ее обладатели настаивали на полезности. Коллеги же, которые в ней не работали, как водится, доказывали обратное.
     Показателен фрагмент спора:
- Рекламист, никогда с программой не встречавшийся: "...она для меня бесполезна";
- Обладатель: "А Вы бы демо-версию скачали с сайта, попробовали бы, авось..."
     Не помню, как меня угораздило влезть в эту дискуссию (кстати, самую ожесточенную за все время существования Листа, но и, к чести модератора и участников, довольно интеллигентную). Помню только, что едва заикнувшись, даже не в защиту программы, а просто о том, что я использую ее в работе, я получил сразу с десяток довольно эмоциональных месседжей. Народ потребовал примеров: "Пока никто на свете ничем не смог заменить талантливого текстовика, как и талантливого художника. Нет пока ни таких ЭВМ, ни таких программ. И долго еще не будет. А может быть, и никогда. Вышлите примеры слоганов, сделанных с помощью программы!"
     Далее дословно привожу свой ответ, несущий, на мой взгляд, довольно меткую аналогию, объясняющую наиболее распространенный мотив для использования программы.

     "Не вышлю никогда. А так же не вышлю газетные статьи, интервью, взятые у самого себя, годовой отчет, текст поздравительной открытки партнерам и клиентам, письмо с извинениями за задержку платежа и другие тексты, написанные с помощью программы. Ибо они МОИ!!! Написаны мной, а не программой. И совершенно не показывают достоинства, или недостатки программы и аргументом в нашей полемике являться не могут. Программа только дала толчок, подсказала аналогию, если хотите, навеяла мысль, как запах духов прошедшей мимо девушки, ветка сирени в больничном окне, крик пеликана на закате, всплеск воды, неожиданно о чем-то смутном напомнивший гудок паровоза и т.п. Или просто вдохновение, пришедшее ни с того, ни с сего, в глубокой медитации. Поймите правильно, я говорю без всякой иронии. И механизм работы программы, в моем случае, именно таков. Я тоже пишу текст в творческом порыве. Но если он, зараза, не приходит, я врубаю "Приемы..." и... Это, например, как если поставить порно по видео, если эрекции нет, а она нужна именно сейчас, и "вдохновения" ждать смерти подобно... Скорее всего, поможет, если есть воображение и случай не клинический".

     Поднимался вопрос и о том, не погорячились ли разработчики программы, насытив ее примерами из художественных текстов. Не правильнее было бы привести просто примеры удачных слоганов, рекламных текстов и т.п. Автор письма говорил о том, что ему было бы удобнее пользоваться готовым шаблоном.
     Я чистосердечно признался, что мне удобнее художественный текст, и попопытался объяснить, в том числе и себе, почему: "Художественный тест обладает большей степенью абстракции. Поэтому он дает мне только импульс, а не готовый шаблон. Шаблон хорош, если Вы пишите очень редко. Такие люди программу не купят. Человек, который работает с текстами постоянно, мог бы заштамповаться на тупом калькировании. К тому же, программа, как уже было справедливо замечено, и создавалась для журналистов и PR-менов. А они, кстати, чаще всего оперируют "художественными" образами. Кстати, программа, как мне кажется, и не говорит, что вам нужно писать. Она просто показывает, как решили задачу, аналогичную Вашей, другие авторы. И не факт, что они справились с этим лучше Вас. Ваш вариант может быть сильнее. Это уже от Вашего таланта зависит".
     А вообще, я полагаю, главная сложность в использовании программы заключается не в проблематичности обучения, не в настройках, не в приводимых примерах. Собственные наблюдения показывают, что, в основном, останавливает от запуска программы: откровенно лень формулировать задачу на первом этапе работы.

     Правильно поставить задачу - самая сложная и ответственная работа. От нее будет зависеть эффективность материала. Это мы понимаем, но полагаемся на вдохновение, которое принесет ощущение полета и величия. То есть мы снова хотим и деньги получить и удовольствие. Некоторым профессиональным путанам с опытом это удается. Клиентам тоже в этом случае неплохо, я думаю. Почему бы и нам не попробовать? Только давайте помнить, что если мы с клиента денежки берем, то его кайф (эффективность рекламы, объемы сбыта, паблисити и т.п.) на первом месте. Может быть, потрудимся для него? Даже в ущерб собственному кайфу. Клиенту будет хорошо - глядишь, в следующий раз снова нас выберет. Ой, что-то опять аналогии из той же непристойной оперы.

     Пишу и думаю, а с кем это я спорю? Уж не с собой ли самим? И понимаю: с собой, родимым. Доказательно, аргументированно - красота! А знаете, сколько я эти две странички писал? - Две с половиной недели. Вдохновения ждал. Не пошло - закрыл файл. Пошло - пишу, остановилось - закрыл файл. И так до этой минуты. Нет, чтобы запустить "Приемы журналистики". И материал бы давно закончил, и время бы сэкономил, и текст был бы поярче и поубедительнее. Но Вы же сами знаете: мы любим спорить..."

Радислав Гандапас, г. Одесса



     Анна Богатырёва

     "К вопросу о пользе "Приемов..."

     В 20-х годах сторонниками формального подхода к литературе был выдвинут тезис "искусство - это совокупность приемов". Согласно ему, действительность посредством литературных приемов превращается в художественный факт.
     Копий с тех пор переломано несметное количество, формалисты, казалось, были разбиты наголову, сама идея (от беды подальше) эмигрировала на Запад - в Прагу, и дальше - в Париж, но...
     Анализ текста литературного произведения сегодня не обходится без анализа конструктивных приемов; композиция и литературные приемы изучаются во всех вузах, готовящих пишущих людей (фил- и журфаки, лит. институты); во многих школах США изучаются работы русских формалистов, а во Франции русский формализм и порожденный им французский структурализм с 50-х годов являются обязательным элементом школьной программы.

     Программа "Приемы..." предназначена для того, чтобы облегчить переворачивание гор словесной руды, на которое сетовал Маяковский. Изучив досконально приемы и публицистические трюки, Толстым, конечно, не станешь, но для человека пишущего они являются повседневной рабочей палитрой. Если нужно выдавать на-гора по две-три статьи в день (нормально для штатного журналиста), подобная программа (по принципу организации - систематизированная хрестоматия ) - для многих большое подспорье и классный тренажер для разминки. В нее вложен колоссальный труд. Спасибо тем, кто не пожалел своих сил, отобрал, усвоил и обработал такое количество материала.
     По сути, все, кто читает, делают то же самое, что и разработчики программы - укладывают в свою голову-компьютер прочитанное и при необходимости оттуда извлекают. К сожалению, наш мыслительный аппарат не оборудован "системой поиска", вследствие чего в практической "авторской" жизни мы используем лишь незначительную долю своего читательского багажа.
     Аристотель, Цицерон, Квинтилиан строили свои речи на основании правил риторики, иначе называемой "ораторской прозой" (систематизированной совокупности приемов - логических, стилистических, композиционных). К их опыту (Аристотель "Риторика", Цицерон "Трактаты об ораторском искусстве") для построения убедительных выступлений во всем мире прибегают и ныне - политики и преподаватели. Если бы все 32 выделенные Юнгом психотипа реагировали на убеждение по-разному, риторика не выжила бы в течение 20-ти с лишним столетий. А политики никогда не собрали бы необходимого большинства голосов. Текст передает в первую очередь мысль, а не эмоцию или ощущение, а мышление является ни чем иным, как логической последовательностью (истинно, ложно, дизъюнкция, конъюнкция, двойное отрицание...), поэтому восприятие текста не разнится принципиально у людей разных психологических типов.

     Возможно, кому-то ход моих мыслей показался недостаточно убедительным. Что же, у всех нас есть право выбора: какой инструмент использовать и почему - каждый решает сам".

С уважением
Анна Богатырева
филолог по образованию




     Анна Каправчук

     "Кролики - это не только ценный мех, ..."

     Программа "Приемы журналистики и PR" - это не только то, про что Вы читали выше, но и:
     1) удобная дискетница (не знаю, как у Вас, а в нашей глуши это большой дефицит);
     2) пять высококачественных дискет, которыми, установив программу, можно еще долго пользоваться в личных целях;
     3) замечательный повод прорваться к лучшему компьютеру ("Я бы села за тот, но мне "Приемы" нужны, а они только здесь есть");
     4) возможность прослыть в своей редакции "шибко умной", став пионером в освоении программы и проводя обучающие семинары;
     5) способ сделать вид, что шибко занята, на самом деле развлекаясь чтением советов или примеров просто ради собственного удовольствия;
     6) лекарство от компьютерофобии - тесно работая с "Приемами", и тыкая сперва, куда попало, постепенно начинаешь "врубаться" в то, как устроены другие программы;
     7) и, наконец, поначалу с трудом ковыляя на костылях "Приемов", постепенно начинаешь чувствовать себя в силах бодро самостоятельно шагать к решению каждой стоящей задачи, проделывая в голове все те операции, которые раньше подсказывала сделать программа.

     Если же серьезно, то я считаю "Приемы" замечательным инструментом для обучения журналистов и рекламистов "от сохи". Мастером и Художником можно стать, только освоив рутину ремесла, и в этом программа очень помогает. Работая с программой, быстро привыкаешь четко ставить задачу, которую текст должен решить, а привыкнув, начинаешь быстро ее формулировать при общении с рекламодателем или просто интервьюируемым. Это делает работу гораздо "технологичней", а значит, и результативней. Для начинающих же программа содержит массу "подсказок". Очень ценю в этом смысле режим "Уточнение темы": когда отправляют на интервью с малоизвестным мне и читателю деятелем, равно как и тогда, когда речь идет об имиджевой рекламе чего-либо или кого-либо, залезаю в этот режим, выбираю несколько типовых планчиков, слегка их редактирую - и на принтер. "Рыба" интервью готова, можно даже заранее дать ее респонденту. Кстати, подобная подготовка к интервью, как правило, придает корреспонденту солидности и значительно сокращает время самого интервью - когда опрашиваемого "заносит" в пространные размышления, есть повод вернуть его "к нашим баранам", т.е. данным ему вопросам.
     Нынешним летом по просьбе местного отдела по делам молодежи я учила уму-разуму 14-16-летних юнкоров, сотрудничающих с местными газетами и выпускающими свои газетки в гимназиях и лицеях. За отсутствием на турбазе компьютера я, перед тем как отправить их "на дело", буквально надиктовывала им почерпнутые из программы (т.е. одним щелчком мышки выведенные на печать) типовые планы по позиционированию героя, описанию имиджа героя и приемы возвышения имиджа. И ребята, никогда прежде не писавшие ничего подобного очеркам, благодаря только конкретным рекомендациям программы выдали весьма сносные и вполне узнаваемые портреты людей турбазы, про которых писали. А если бы они еще и примеров по этим приемам начитались!
     "Начитка" примеров - замечательный способ психологической разгрузки и настройки на работу. Абстрактно сформулированные приемы с непривычки читать тяжеловато, а вот примеры - хорошее качественное развлекательное (точнее, отвлекательное от суеты и привлекательное к работе) чтиво. Регулярная "подпитка" уже тщательно отобранными примерами на качестве собственной "продукции" сказывается, по-моему, гораздо лучше, чем чтение всего, что под руку подвернулось.
     Еще люблю почитать "указатель". Если делать это регулярно, то пиарская и рекламная терминология становятся просто родными, а свобода обращения с профессиональными терминами вызывает почтительное уважение клиентов и собратьев по рекламному цеху.
     Что касается использования программы по прямому назначению, то она здорово выручила меня, когда нужно было написать:

     - рекламный текст о хлебе одной из мини-пекарен (к мини-пекарням доверия нет никакого, да и что можно написать про белый хлеб такого, чего читатель не знает?) - помог прием "запретить читать";
     - рекламную статью о продукции мясокомбината, приуроченную к 23 февраля - благодаря подсказке программы я полстатьи описывала мужскую мечту в возбуждающих эпитетах, более подходящих желанной женщине, и лишь затем объяснила, что речь идет о колбасе, а не о женщине, и перешла к описанию конкретных "мужских" сортов колбасы;
     - материал о тополевой моли - ежегодном и имеющимися средствами непреодолимом бедствии нашего утыканного тополями городка - "Моль уполномочена заявить", где ситуация безуспешной борьбы показана с точки зрения самой моли;
     - провести антирекламу недобросовестным конкурентам, воспользовавшимся активной рекламной кампанией моих клиентов;
     - и т.д. и т.п.

     Лично для меня работа с программой имеет еще три, казалось бы, побочных, но весьма перспективных в профессиональном плане эффекта. Во-первых, программа дает мне поводы для регулярного общения по электронке с ее разработчиками. Общение с теми же людьми и их ответы на те же вопросы, например, на семинаре, стоили бы мне или моей газете немалых денег, да и семинары подобные у нас хорошо если раз в год проходят. Во-вторых, хорошее знание программы помогло мне "засветиться" в среде коллег: меня пригласили провести ее презентацию на выставке "Реклама. Дизайн. Полиграфсервис" в СибЭкспоЦентре. Ну и, наконец, в-третьих: я просто неплохо заработала, заполучив за один вечер, посвященный тестированию демо-версии программы, ее вторую версию.

     Анна КАПРАВЧУК,
     Иркутская обл., г.Ангарск,
     газета "Ангарские новости",
     

     P.S. Поработала недельку с бэта-версией программы "Приемы создания заголовков". Когда после этого я к стандартной в общем-то заметке о сезонном повышении заболеваемости кишечными инфекциями выдала пять классных заголовков на выбор, редактор сказал: "А тебе эта программа определенно пошла на пользу". Мелочь, а приятно.

     См. также:

     Обзорная статья о программах-консультантах производства "ТРИЗ-ШАНС"

     Модели решения системы PR-задач


     Вернуться на главную страницу


Copyright © ООО "ТРИЗ-ШАНС", 2003.

English
На главнуюПодписка на новостиДилерамФорумыТРИЗ-ШАНСПишите НовостиПодписаться на рассылкуСсылкиТРИЗ-ШАНСВаш заказКомплектацияЦеныДемо-версииФорумыЛитератураСеминары по PRСтатьи