Новости Новости
Статьи и методики Статьи и методики
Семинары по PR Семинары по PR
Литература Литература
Форумы Форумы
Демо-версии Демо-версии
Цены Цены
Комплектация Комплектация
Ваш заказ Ваш заказ
ТРИЗ-ШАНС ТРИЗ-ШАНС
Ссылки Ссылки
Рассылка Рассылка

Подписчиков



Эталонный сайт по ТРИЗ

Окрытые методики рекламы и Public Relations

Литературное творчество, литературное мастерство

Из баз данных программ-консультантов разработки ''ТРИЗ-ШАНС''

     "Хотите изменить будущее - наймите писателя".

     Роберт Шекли


     "Писатель не должен думать о критике, как и солдат о госпитале".

     Стендаль


     "Недостающую глубину мысли можно компенсировать ее длиной".

     Шарль де Монтескье


     "Один из моих принципов не вкладывать в произведения своего "я". Художник в своем творении должен, подобно богу в природе, быть невидимым и всемогущим; его надо всюду чувствовать, но не видеть".

     Флобер Г., Письмо к Леруайте да Шантпи от 18 марта 1857 г., Собрание сочинений в 5-ти томах, М., 1956 г., том 5, с. 164-165.


     "Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам".

     Чехов А.П., Письмо от 1 апр. 1890 г., Полное собрание сочинений и писем в 15-ти томах, М., 1939-1953 г.г., том 15, с. 51.


     "Оптимисты пишут плохо..."

     Поль Валери


     "Нужно очень много истории, чтобы получилось немного литературы".

     Г. Джеймс


     У. Теккерей: "От писателя более всего требуется проявить двоякого рода способности: представить новые вещи как хорошо знакомые, а всем известное изобразить как нечто новое".

     Цитируется по: Лоуренс Дж. Питер, Принцип Питера, или Почему дела идут вкривь и вкось, М., "Прогресс", 1990 г., с. 25.


     "Всякий знает то чувство недоверия и отпора, которые вызываются видимой преднамеренностью автора. Стоит рассказчику сказать вперед: приготовьтесь плакать или смеяться, и вы наверно не будете плакать и смеяться".

     Толстой Л.Н., Что такое искусство?, Полное собрание сочинений, в 90-та томах, М., 1928-1958 г.г., том 30, с. 136.


     "Как утверждают биографы Жюля Верна, автор знаменитых "романов приключений" полетал на воздушном шаре всего лишь 24 мин., но пережитое позволило ему достоверно, со знанием дела описать полеты аэронавтов Бланшара, Гарнерена, Замбеккари, а потом и героев повестей и рассказов".

     Вяткин Л., Воздушные приключения, журнал "Техника-молодежи",1993 г., N 5, с. 12.


      "- Что, по-вашему, важнее в художественном произведении - интересный язык или оригинальный сюжет?

     Борис Стругацкий: - Это все равно что спрашивать: что в золотом червонце важнее - аверс или реверс? А в воде - кислород или водород? Произведение есть ЕДИНСТВО формы и содержания. Сплав. Химическое соединение. Если повредишь коленку, не нога будет хромать - человек будет хромать. Если хромает форма - произведение хромает. То же и с содержанием. На какую ногу лучше хромать - на левую или на правую?"

     Газета "Буквоед", 2004 г., N 3, с. 3.


     "Луначарский редактировал первый тонкий советский журнал «Красная нива». Там печаталась сначала уэллсовская "Пища богов", а потом — в стиле тех лет — коллективный роман 30 писателей. Каждый из тридцати писал особую главу. Новшество было встречено с большим интересом, и писатели в этой игре принимали живое участие, но толку, разумеется, не вышло никакого. Роман этот был даже не закончен, оставлен".

     Варлам Шаламов, Воспоминания М., «АСТ», «Астрель», 2003 г., с. 28.


     "В литературе начинают с того, что старательно ищут свою оригинальность у других и вдали от себя; много позже её находят попросту в самом себе и ря-дом с собою.
     В литературе хорошо изображено только виденное или выстраданное.
     В литературной жизни задыхаешься от того, чего не можешь ни высказать, ни написать.
     Прекрасно в литературе то, что уносит мечту за пределы прямого смысла сказанного.      Наш литературный труд довольно своеобразен. Мы начали с истории и пришли к роману. Это не в обычае. И, тем не менее, мы поступили вполне логично. Что кладётся в основу исторических работ? Докумен-ты. А что служит документом для романа, как не жизнь!
     В своей книге авторы должны уподобиться поли-ции: они должны быть всюду, но никогда не показываться на глаза.
     Пишут не те книги, которые хотят написать. Пер-вый замысел возникает случайно, - затем незаметно, как-то само собой, наш характер, наш темперамент, наши настроения - всё то, что меньше всего зависит от нас, - способствует созреванию этого замысла, его воплощению, его появлению на свет. Какая-то фатальность, какая-то неведомая сила, высшая воля по-велевает вам создать произведение, движет вашей рукой.
     Я никогда не думаю, как буду писать. Беру перо и пишу. Раз я литератор, то должен знать своё ремесло. Вот я над листом бумаги, будто клоун, вышедший на трамплин... Я швыряю фразы в воздух, словно кошек, и уверен, что они упадут на лапы. Всё ведь очень про-сто: надо только хорошо знать синтаксис.
     Замыслы рождаются в тишине, почти во сне, когда душа безмятежно отдыхает. Всякие эмоции враждебны зарождению замысла".

     Эдмон и Жюль Гонкур, цитируется по: Энциклопедия литературного труда: Мысли о литературе и о литераторах / Авт.-сост. К.С. Миронов, М., "Просветитель", 2000 г., с. 51-52.


     "Борис Стругацкий: Вопрос этот, мне кажется, следует ставить по поводу литературы вообще, а не только по поводу фантастики. Как известно, "поэт в России - больше, чем поэт". И действительно, так в России и сложилось - по крайней мере, со времен Пушкина. И писатель уж два века в России больше, чем писатель. На Западе писатель - это человек, доставляющий сравнительно узкому кругу читателей эстетическое наслаждение или, скажем, развивающий некие социально-философические идеи! А в России каждый хороший писатель нес глоток кислорода человеку, задыхающемуся в атмосфере несвободы... А сейчас атмосфера очистилась! Что бы ни говорили про перестройку - она освободила печать. Она освободила народ от государственной идеологии, каждый волен теперь думать так, как ему нравится, и говорить то, что ему хочется. В этих условиях старая роль литературы изменяется радикально. Сегодня в России поэт - не больше, чем поэт! Поэт - это поэт, и не более того. Но и не менее, разумеется! Обязанности его - "глаголом жечь сердца людей" - никто не отменял...

     Б.В. Но фантастика - специфический жанр! Отнюдь не вся литература была "отдушиной"!

     Б.С. А я обо всей и не говорю... Я говорю о хорошей литературе! Впрочем, плохая литература - это не литература, а макулатура... Когда десять лет назад я читал Окуджаву, чудом вышедшего из печати, Юрия Трифонова/ Фазиля Искандера, чудом пробившихся сквозь цензуру, - это было прекрасно, это был глоток кислорода! Они несли идеи - те самые/ что осеняли и меня/ они исповедовали нравственность, которую и я как читатель, как человек исповедовал, и я видел: я не один! Они поддерживали во мне мое мировоззрение! В этом и было главное назначение свободной литературы России - поддерживать демократическое мировоззрение! А сейчас такая роль хотя и осталась - но это мировоззрение поддерживается уже и самой жизнью! Для этого уже не надо книг - есть газеты, журналы, митинги, телевизор..."

     Вишневский Б.Л., Аркадий и Борис Стругацкие: Двойная звезда, М., "Издательство АСТ", СПб., "Terra Fantastica", 2004 г., с. 186-187.


     "...самым великим поборником Развития Сюжета в нашем столетии был, наверное, Эдгар Уоллес, в двадцатых годах пекший бестселлеры, как горячие блинчики. Он изобрел - и запатентовал - устройство, названное Колесо сюжетов Эдгара Уоллеса. Если вы застревали с Развитием Сюжета или вам был срочно нужен Увлекательный Поворот Событий, надо было просто покрутить Колесо сюжетов и прочесть, что выскочит в окошке: счастливое событие, а то и героиня признается в любви. И эти устройства тоже, видимо, расхватывали, как горячие блинчики".

     Стивен Кинг, Как писать книги: мемуары о ремесле, М., "АСТ", 2002 г., с. 178.

     Можно предположить, что Колесо сюжетов Эдгара Уоллеса было аналогично Морфологическому анализу.


     Темы популярных пособий

     Том Батлер-Боудон проанализировал тематическую направленность ряда пособий направления "Помоги себе сам", издаваемых в США и пришел к выводу, что наиболее популярны книги следующей тематики:

     1. Сила мысли: измените свои мысли - тем улучшите свою жизнь
     2. Следуйте за мечтой: достижение и установка целей
     3. Секреты счастья: делайте, что Вам нравится
     4. Более широкая перспектива: смотрите на мир шире
     5. Душа и ее загадки: насладитесь собственной глубиной
     6. Создайте разницу: Измените себя и свой мир (например: Бхагавадгита, Библия, Ралф Эмерсон "Уверенность в себе").

     Том Батлер-Боудон, 50 книг и великих идей, которые помогут Вам изменить свою жизнь, М., "Астрель" 2006 г., с. 8-10.

     См. также:

     Приемы занимательной науки (термин предложен известным популяризатором научных достижений Я.И. Перельманом)

     Лучшая практика.


     Как создать блокбастер / хит? (Выведена формула идеального фильма)

     "Британский академик вывел формулу идеального фильма, который будет пользоваться неизменной популярностью у публики. Чтобы создать хит всех времен и народов, нужно всего лишь соблюсти 7 нехитрых правил, обеспечивающих кассовые сборы и успех у критиков. Это открытие принадлежит перу англичанки Сью Клейтон, режиссера по образованию и преподавателя искусства написания сценария Лондонского университета и Британского кинематографического совета. Для того, чтобы вывести заветную формулу, мисс Клейтон детально изучила самые популярные фильмы последних десяти лет на предмет общих черт, которые бы являлись своеобразными характеристиками успеха ленты.

     И вот таковы результаты этого исследования: для того, чтобы фильм удался на славу (в смысле сборов, разумеется, художественная и культурная ценности тут не при чем), он должен состоять из нижеприведенных компонентов.

     1. 30% активных действий (с применением огнестрельного оружия любого типа, а также кинжалов, кортиков, сабель, шпаг, ножей, можно даже вил, буде они "особо бойцовыми", плюс всевозможные восточные единоборства, применения магической силы, а также самые обычные мордобои);

     2. 17% смешных моментов (шутки различной степени глупости, шаблонные комедии положений в миниатюре, глубокомысленные высказывания героев с претензией на юмор, анекдоты и прочее);

     3. 13% борьбы добра со злом (только так, чтобы зритель с нулевым IQ без усилий догадался, кто плохой, а кто хороший - причем добро должно победить практически перед финалом, а то зритель соскучится и уйдет есть попкорн в другое место);

     4. 12% любви, романтики и секса (ахи, вздохи, томные взоры и неземные чувства с непременными вставками из пункта 3 в процесс признания/соития, и желательно смертельная угрозы со стороны Зла одному из любовников);

     5. 10% спецэффектов (всевозможные компьютерные навороты только приветствуются, и чем они масштабнее, тем лучше);

     6. 10% сюжета, (историю с большим количеством событий среднестатистический зритель не усвоит - и забудет, с чего все начиналось);

     7. 8% музыки (в перерывах между мордобоями и погонями в качестве лирического сопровождения пункта 4).

     Практически все блокбастеры последней декады в точности соответствуют этому канону: "Ноттинг-Хилл", "Влюбленный Шекспир", "Умри, но не сейчас", "Титаник", "Армагеддон", "Гладиатор", "День независимости", "Властелин колец", "Миссия невыполнима", "Матрица", - этот список можно продолжать еще долго. Исключением является, разве что, "Чикаго" - музыка там звучит на все 100%, но тут уж noblesse oblige, все-таки мюзикл, а не боевик".

     Источник: Б. Морозова, 13.05.2003 Ytpo.ru

     Добавим, что ряд механизмов создания заметных книг и т.п. описан в работе: Викентьев И.Л., Импульсные и долгоиграющие произведения


См. также программу "Приемы журналистики & public relations"


Вернуться к списку статей


Copyright © ООО "ТРИЗ-ШАНС", 2003.
Любое использование текстов и дизайна может
осуществляться лишь с разрешения ООО "ТРИЗ-ШАНС".
Основание: "Закон об авторских правах и смежных правах" PФ и международные нормы.
English
На главнуюПодписка на новостиДилерамФорумыТРИЗ-ШАНСПишите НовостиПодписаться на рассылкуСсылкиТРИЗ-ШАНСВаш заказКомплектацияЦеныДемо-версииФорумыЛитератураСеминары по PRСтатьи