Новости Новости
Статьи и методики Статьи и методики
Семинары по PR Семинары по PR
Литература Литература
Форумы Форумы
Демо-версии Демо-версии
Цены Цены
Комплектация Комплектация
Ваш заказ Ваш заказ
ТРИЗ-ШАНС ТРИЗ-ШАНС
Ссылки Ссылки
Рассылка Рассылка


Эталонный сайт по ТРИЗ

Окрытые методики рекламы и Public Relations


РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в ЛАБОРАТОРИИ "ЮНЫЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ"

© И.Л. Викентьев, Система "ТРИЗ-ШАНС", 1990 г.

     Занятия в лаборатории "Юный изобретатель" (г. Ленинград) необычны, а иногда, особенно на первых порах, трудны для ребят. Поэтому с первых дней в лице родителей важно видеть союзников. Всем родителям передана записка, где указано время начала родительского собрания - 14:57, суббота. На столе преподавателя стоит электронный будильник, повернутый к входной двери - чем точнее будут родители, тем точнее будут и дети.



     Дорогие мамы, уважаемые папы!

     Вы находитесь в лаборатории "Юный изобретатель", ПО "Кировский завод", где занимаются ребята, в основном мальчики, 6-9-х классов. Бывают и четвероклассники, если родители активно помогают и ребенок хочет заниматься.

     Чем мы здесь занимаемся? Зачем нужна такая лаборатория, чему здесь учат, каковы успехи ребят?

     Скажем сразу, что в отличие от традиционных кружков ребята здесь не занимаются копированием известных машин: автомобиля, корабля, планера и т.д. Лаборатория нацелена на будущее - помочь ребятам найти свой путь в Творчество. Не только в школьные годы, но и в Дальнейшем - после школы, института или техникума. Цели первого года обучения: научить их организовывать свой труд, приступить к освоению ремесла изобретателя.

     В течение учебного года ребята выполняют несколько видов работ. Первый: так называемые учебные задачи или эвристические учебные задачи. Объясняется новый материал, а потом ребята решают специально подобранные творческие задачи - их несколько сотен.

     Почти все занятия на первом году обучения включают теоретический блок. Прежде чем изобретать, необходимо овладеть теорией.

     Другой вид работ - практические (производственные) задачи. Часто родители, знакомые, "знакомые знакомых", шефы приносят нам свои производственные проблемы. Проблемы самые настоящие, иногда "глухие". Естественно, некоторые из них мы не можем брать для решения - у нас нет оборудования.

     Пример 1. Представитель одного из заводов поставил задачу: найти экспресс-способ определения внутренних волосяных трещин в изделиях, полученных методом порошковой металлургии. Ультразвук не подходит. Эта интересная задача стоит у них лет 10, но мы вынуждена были отказаться от ее решения - у нас нет соответствующей аппаратуры.

     Пример 2. Для смыва электролита со стенок бака необходимо получить пленочное (т.е. по всей поверхности) течение воды сверху - из трубы с отверстиями, проложенной по периметру бака. Однако вода овивается в жгутики и качественного смыва не происходит. Использовать моющие средства, электростатическое электричество нельзя. Вот как была решена эта задача: трубке, из которой вытекает вода, придали определенную форму (Рис.1). Позже мы расскажем, как задача решалась.

Рис. 1.

Рис. 1.

     Очень важное требование: ребенок или группа ребят должна не только выдвинуть идею, но и сделать простенький макетик, пусть неуклюжий, неказистый. Важно, чтобы было ясно: "работает - не работает". Правило введено, чтобы избежать дешевых эффектов идеекидательства, "изобретательства в воздухе". В противном случае дети быстро зазнаются. По этой же причине мы отказываем в съёмках ОРТ и ряду изданий. У ребят есть ряд патентоспособных идей, и если кто-либо связан с этой работой и желает помочь оформить заявки - пожалуйста. Количество заявок, интересных решений не является самоцелью. Необходимо идти дальше. А чем дальше, тем сложнее.

     Третье направление. Пытаемся уйти от "железок и только железок", немного приподняться над уровнем эгоцентризма и эгоизма. Это упражнения на воображение, развитие творческих качеств. С чего начинаем? Если дать задание "напишите-ка фантастический рассказ", напишут, но в 90% случаев все кончается дракой - дворовой или космической. Вот, типичный отрывок из рассказа мальчика, который пришел заниматься в лабораторию и принес свое сочинение: "Последний зеленомордый выпустил в робота-луч из лазера и тут же был сам убит наповал. Вдруг потух свет... Ира поняла: до взрыва 3 секунды..."

     Нужно как можно раньше открыть ребенку другого человека. Для того чтобы вырастить одаренного эгоиста, нужен год - полтора. Но великие - Леонардо да Винчи, Луи Пастер, К.Э.Циолковский работали для других, а не только для себя. Фиксирование на чем-то более важном, чем собственные страхи, комплексы и т.д., пусть даже при написании рассказов, помогает это прочувствовать. А для "личных проблем" у нас есть специальные упражнения. И, конечно, написание рассказов совершенствует язык детей. Фантастика развивает их воображение, приучает видеть не только задачу, но и решение. Вспомните бестселлеры последних лет. "У писателя болела душа и он поставил проблему... пьянства, наркомании и т.д.". Даже не поставил, а лишь описал. И не решил. И не пытался. А ребята должны пытаться искать решения проблем. Пусть даже на листке бумаги…

     Следующее направление. Ребята растут, начинают интересоваться противоположным полом. Вещь знакомая и неуправляемая. Что делают в школе? Пишут в дневник, что пререкается, что несдержан... Родителям писать некуда, поэтому они жалуются друг другу... Ответ давно найден: многих конфликтов можно избежать, если их прожить предварительно в игре. И раз мы учим творчеству, должны подумать и об этом - у изобретателя конфликтов больше, чем у среднестатистического человека. Поэтому учим правильно и красиво ходить, правилам чтения, сокращенной записи, разыгрываем конфликтные сценки. Пытаемся научить позитивному конфликту, а не противопоставлению на ровном месте. Этот курс называется "Социальная подготовка".

     Хорошо успевающий ученик начинает немного помогать основному Преподавателю учить ребят. Ученику дается крохотная разработка, своего рода научное исследование. Он получает массив вырезок, выписок: скажем, 20-40 карточек из "Бюллетеня изобретений", посвященных использованию вязких веществ в технике. Их нужно прочитать, разобраться в них с помощью руководителя кружка на консультации, отобрать 5 или 25 наиболее интересных и в письменном виде, доходчиво изложить для сверстников. Могу сказать, что такая работа трудна и для инженера. Вот пример только одной карточки, а их может быть 40!

     Пример 3. По патенту ФРГ № 1291210 участок торможения на взлетно-посадочной полосе выполнен в виде "ванны", заполненной вязкой жидкостью (т.е. с большим внутренним трением), покрыт слоем эластичного материала. На образование "волны" вязкой жидкости перед колесами самолета тратится много энергии и он быстро останавливается - т.е. налицо неожиданное применение вязкой жидкости.

     В конце учебного года у ребят обязательно проходит защита выпускных работ. В комиссию входят изобретатели, научные работники, преподаватели школ и ВУЗов. Ребенку дается 10-15 мин. на доклад по плакату. Естественно, перед защитой есть "предзащита" - мы репетируем выступление каждого. Провалиться здесь невозможно, если ребенок действительно работал. Но для ребят это психологический барьер. И его нужно взять! Нет, не вызывая умиления взрослых, а доказав комиссии, что ты знаешь, защитив свое решение.

     Теперь зададимся вопросом: а что же нужно для поступления в лабораторию? Родители обычно считают, что нужна одаренность, а их ребенок "знаете ли, не очень... вот вчера уроки не сделал без меня .... бестолковый". Нет. Это не лаборатория умных детей, а лаборатория умных родителей. Сделать детей умными - наша задача.

     Поучительная подробность: в ХVIII в. учили грамоте с 14-15 лет, в начале нашего века обучение детей начинали с 8 лет, сейчас многие идут в первый клаcc с 6, а специалисты уже спорят: не начать ли с 4? И ничего - нынешние школьники уверенно осваивают предметы, доступные вчера лишь взрослым людям. А помогать нужно обязательно, и тогда дети, ваши дети, смогут очень многое.

     Необходимо 100%-е посещение, дисциплина (не портить имущество, уважать товарища, не трогать вещи на столе преподавателя), 100%-е выполнение письменных домашних заданий. Почему необходимо 100%-е посещение? На каждом занятии дается новый материал. Да, следует сразу понять: иногда нужно отказаться, например, от похода в кино - надо идти в лабораторию. Дисциплина, точнее простейшие ее правила, разъяснений не требуют. Домашнее задание не выполнить нельзя: во-первых - все они доступны, и это проверено; во-вторых, можно звонить по телефону руководителю кружка, если что-то не ясно; в-третьих, наиболее сложные задания даются со среды на среду. Если что-то не понял - приди и спроси в субботу. Есть и консультации.

     И самое главное, прошу пока поверить: у нас есть методика - отечественная теория решения изобретательских задач, сокращенно ТРИЗ. Создатель - Г.С. Альтшуллер.

     Опыт, подчеркиваю, реальный опыт обучения показывает, что дети могут многое. Работает не некая туманная одаренность, хотя и она важна, а познаваемая, имеющая рычаги управления методика, система правил. Вот как решалась задача (см. Пример 2).

     Будем работать по методике, не привлекая никаких посторонних деталей. Что у нас есть? Движение жидкости в трубе. Ставим опыт - видим, что на выходе из отверстия водяные струйки свиваются в жгуты. Значит, их надо раскрутить в обратную сторону. Когда? В методике есть рекомендация: предварительно, т.е. в трубе. Вставить в трубу винтовые ребра - дорого, их ведь надо сделать. Здесь пятикласснику помог руководитель, с помощью диалога направив его в нужное направление: можно сплющить различные сечения трубы во взаимно перпендикулярных направлениях. Это уже конструктивное воплощение. Но основная идея - раскрутить в другую сторону за счет формы трубы - заложена в методике, и ребенок ее освоил.

     Заметим для сравнения, что в США в Бронкскую школу для одаренных детей отбор идет из 10000 ребят (цитируется по: Дидактика средней школы / Под ред. М.А. Данкова, М.С. Скаткина, М., "Просвещение", 1975 г., с. 262). Мы же берем всех. Нас "вывозят" не извечные "авось", "озарение", "природная одаренность", а методика. И еще раз: Ваши дети могут очень многое.

     Объединим наши усилия.

     Великий изобретатель Томас Эдисон принимал заказы и доказал, что изобретать можно "по заказу", вопреки многим, не верившим в это. Точно так же (в принципе) могут работать и дети. Пока с программой справляются все.

     В случае, если ребенок заболел, пожалуйста, позвоните, предупредите преподавателя. Мы приветствуем, когда в субботу на занятия приходят родители, рассказывают о своей работе, ставят задачи. И пожалуйста, не делите сами задачи на простые и сложные, доступные детское пониманию и не доступные - это будет решать Преподаватель.

     В чем может заключаться Ваша помощь детям, кроме обеспечения дисциплины, посещаемости и выполнения домашних заданий? Каждый ребенок получит комплекс гантельной гимнастики и специальную таблицу с упражнениями, куда нужно записывать, сколько упражнений сделал, когда и как. Проследите за выполнением гимнастики. Если надо - купите гантели. Ребенок волен делать и другую гимнастику, лишь бы делал.

     Методика ТРИЗ не отменяет все, что было раньше, а пытается использовать все лучшее. Вот одна из причин, по которой каждый у нас ведет свою "Записную книжку изобретателя". Если ребенок против - заглядывать в нее не надо. Смысл книжки? К любой телепередаче, книге необходимо подходить с такой позиции: есть ли здесь технические новинки? Какие образные сравнения? Юмор? Чему можно научиться? Поэтому вторая причина, по которой мы заводим книжку, - вырабатывание навыков ежедневного труда изобретателя.

     Bсe занятия, кроме самых первых (когда ребята привыкают к занятиям), у нас открытые. Приходите, посмотрите, чем занимается Ваши дети.

     Рекомендую выписать ряд изданий. Для ребят первого курса они необязательны, для ребят второго - обязательны. Сейчас Вы получите Памятку для родителей - посмотрите, возможно, у Вас возникнут какие-нибудь вопросы. Следующее обязательное родительское собрание состоится после Нового года. До этого мы Вас ждем на открытых уроках.

     И последнее. Не пугайте детей после родительского собрания. Пусть приходят с тетрадками и улыбками.

     Какие будут вопросы?...


     Место первого издания: Республиканская станция юных техников г. Киев, 1991 год.



     См. также:

     Бесплатно-распространяемая электронная книга: "Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы".

     Статьи о ТРИЗ и обучении ТРИЗ.


     КОНТАКТ с АВТОРОМ:
     И.Л. Викентьев
     тел./факс: (812) 571-27-27, 970-27-27
     e-mail: info@triz-chance.ru





Вернуться к списку статей


Copyright © ООО "ТРИЗ-ШАНС", 2003.
Любое использование текстов и дизайна может
осуществляться лишь с разрешения ООО "ТРИЗ-ШАНС".
Основание: "Закон об авторских правах и смежных правах" PФ и международные нормы.
English
На главнуюПодписка на новостиДилерамФорумыТРИЗ-ШАНСПишите НовостиПодписаться на рассылкуСсылкиТРИЗ-ШАНСВаш заказКомплектацияЦеныДемо-версииФорумыЛитератураСеминары по PRСтатьи