Новости Новости
Статьи и методики Статьи и методики
Семинары по PR Семинары по PR
Литература Литература
Форумы Форумы
Демо-версии Демо-версии
Цены Цены
Комплектация Комплектация
Ваш заказ Ваш заказ
ТРИЗ-ШАНС ТРИЗ-ШАНС
Ссылки Ссылки
Рассылка Рассылка

Подписчиков



Эталонный сайт по ТРИЗ

Окрытые методики рекламы и Public Relations


СПИСОК ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И СОКРАЩЕНИЙ ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ

     Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)
     Анализ вепольный (вепанализ)
     Анти-система
     Биологический эффект (БЭ)
     Бисистема
     Большая Неожиданность*)
     Ведущая область техники
     Веполь
     Вещественно-полевые ресурсы (ВПР)
     Вепольная формула
     Вещество
     Внешние обстоятельства (ВО)
     Геометрический эффект ( ГЭ)
     Главный производственный процесс (ГПП)
     Графическое изображение веполя
     Графическая схема технического противоречия (ТП)
     Достойная цель (ДЦ)
     Достройка веполя
     Жизненная Стратегия Творческой Личности (ЖСТЛ)
     Задача-аналог
     Задача изобретательская
     Задача инженерная
     Задача максимальная (макси-задача)
     Задача микро
     Задача минимальная (мини-задача)
     Задачи нетиповые/нестандартные
     Задачи типовые/стандартные
     Законы развития технических систем (ЗРТС)
     Закон полноты частей системы
     Закон "энергетической проводимости" системы
     Закон согласования ритмики частей системы
     Закон увеличения степени идеальности системы
     Закон неравномерности развития частей системы
     Закон перехода в надсистему
     Закон перехода с макроуровня на микроуровень
     Закон увеличения степени вепольности
     Закон S-образного развития
     Закон увеличения степени динамизации
     Идеальный конечный результат (ИКР)
     Изделие
     Икс-элемент
     Инерция мышления
     Инструмент
     Качества Творческой Личности (КТЛ)
     Конфликты типовые
     Конфликтующая пара
     Концепция максимального движения вверх
     Машина идеальная
     Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ)
     Метод проб и ошибок (МПиО)
     Модель изобретательской задачи
     Моносистема
     Многоэкранная схема
     Неалгоритмические методы
     Обострение противоречия
     Оперативное время (ОВ)
     Оперативная зона (ОЗ)
     Оператор РВС
     Оператор системный
     Оценка разработок по ТРИЗ
     Поле
     Полисистема
     Прием
     Прием на макроуровне
     Прием на микроуровне
     Постановка задачи
     Прогноз
     Противоречие
     Противоречие административное
     Противоречие техническое (ТП)
     Противоречие физическое (ФП)
     Психология творчества
     Пустота
     Развитие Творческого Воображения (РТВ)
     Разрешение противоречия
     Разрушение веполя
     Регистр научно-фантастических идей (Регистр НФ-идей)
     Ресурсы
     Сводная картотека
     Система техническая (ТС)
     Система приемов
     Ситуация изобретательская
     Согласование ритмики
     Специальный термин (спецтермин)
     Стандарт (на решение изобретательских задач)
     Схемы типичных конфликтов в моделях задач
     S-образная кривая (термин активно использовался в ТРИЗ, хотя был предложен ранее другими авторами)
     Таблица основных приемов для устранения типовых технических противоречий
     Теория Развития Творческой Личности (ТРТЛ)
     Теполь
     Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)
     Указатели эффектов
     Уровень изобретательских задач
     Усиленная формулировка конфликта
     Фантограмма
     Феполь
     Физический эффект
     Фонд Достойных Целей
     Фонд информационный
     Химический эффект
     Четырехэтажная схема создания фантастических идей
     Шаг назад от ИКР
     Эвристика
     Эвротрон
     Эполь
     Эффект



     Указанные выше термины - в редакции первого разработчика ТРИЗ Г.С. Альтшуллера - раскрыты в электронной книге: "Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы" (официальное издание фонда Г.С. Альтшуллера). Бесплатно загрузить электронную книгу можно здесь.

     Перевод основных терминов ТРИЗ на английский, немецкий, французский, испанский, португальский, чешский, белорусский и вьетнамский языки опубликован здесь.

     Перечень статей по ТРИЗ, опубликованных на данном сайте - см. здесь.




     Пояснение: термин "Большая Неожиданность" был использован в малоизвестной работе Г.С. Альтшуллера, "Как излагать новое в ТРИЗ", цитируем:

     "При изложении новых разработок по ТРИЗ необходимо придерживаться определеннойпоследовательности и полноты раскрытия вопроса. При выработке формы изложения следует учесть следующие соображения:
     1. Прежде всего, надо ответить на вопрос: "Что было в данной области до ТРИЗ?"
     2. Что было в ТРИЗ по этой теме до данной работы?
     3. Группа вопросов: "Кому предназначена данная конкретная статья? Ее цель? Какой новый материал привлечен для разработки? Методика работы?"
     4. Что установили авторы? Что предлагают?
     То есть, что стоит после слова "отличающийся" в данной разработке? Точное определение того, что уже есть в ТРИЗ, на первый взгляд уменьшает глобальность того, что сделано авторами любой новой работы. В общем действительно, "блеснуть без ничего" становится труднее. Но зато открывается нечто намного более ценное: возможность докопаться до глубинных тенденций в развитии ТРИЗ и "оседлать" эти тенденции.
     5. Допустим, есть новизна идеи. А как с осуществимостью? Иными словами: что представляет собой статья - информацию о догадке или руководство к практическому действию? Если речь идет о действиях, подготовлены ли они инструментально?
     6. Необходимо привести пример, когда нетризные методы не справляются с задачей. Тризные методы (известные ранее) тоже не справляются, а новая разработка блистательно делает дело.
     7. Необходимо провести методологический самоанализ. Это наверное самая интересная группа вопросов:
  • Получена ли Большая Неожиданность?
  • В чем она состоит?
  • Благодаря чему она получена?
  • Можно ли применить Большую Неожиданность за пределами данной технической системы?
  • Действенна ли Большая Неожиданность за пределами техники? и т.д.
     Эти соображения следует рассматривать как предварительные, однако важность данного вопроса несомненна и требует скорейшего решения".

     Альтшуллер Г.С., Как излагать новое в ТРИЗ, Теория и практика обучения техническому творчеству: Тезисы докладов научно-практической конференции, 21-27 мая 1988 г., Челябинск, 1988 г., с. 79-80.



История исследования, изучения творчества по Г.С. Альтшуллеру


Copyright © ООО "ТРИЗ-ШАНС", 2003.
Любое использование текстов и дизайна может
осуществляться лишь с разрешения ООО "ТРИЗ-ШАНС".
Основание: "Закон об авторских правах и смежных правах" PФ и международные нормы.
English
На главнуюПодписка на новостиДилерамФорумыТРИЗ-ШАНСПишите НовостиПодписаться на рассылкуСсылкиТРИЗ-ШАНСВаш заказКомплектацияЦеныДемо-версииФорумыЛитератураСеминары по PRСтатьи