Новости Новости
Статьи и методики Статьи и методики
Семинары по PR Семинары по PR
Литература Литература
Форумы Форумы
Демо-версии Демо-версии
Цены Цены
Комплектация Комплектация
Ваш заказ Ваш заказ
ТРИЗ-ШАНС ТРИЗ-ШАНС
Ссылки Ссылки
Рассылка Рассылка

более 5000 Подписчиков
        Подписчиков








Rambler's Top100


КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ КРЕАТИВА ПО И.Л. ВИКЕНТЬЕВУ


Стратегия мышления, решения
 (С) Викентьев Игорь Леонардович,
1995-2007 г.г.
Директор консалтинговой компании
«ТРИЗ-ШАНС» (г. Санкт-Петербург)



«Те птицы молодые не попадают в силки,
которые летают со старыми птицами»

Конфуций

С середины 90-х годов в рамках своих Мастер-классов по продвижению продукции я обычно делаю обзор современных технологий творчества (те, кто проходил эти Мастер-классы, знает: сложные задачи Участников решаются на них за считанные минуты). Часть этого материала была положена в основу Доклада, прочитанного мной 23 июня 2007 г. на VIII-й Конференции бизнес-тренеров и консультантов в Санкт-Петербурге.

Слово «творчество» имеет много значений, о которых спорят с древних времен… В 90-х годах XX века в бизнес-сообществе замелькали слова: «креатив», «креативный». Очевидно, что слово «креатив» было принесено в русский язык рекламщиками как калька с английского «creative» - творчество, творческий. Казалось бы – почему не использовать привычное русское слово «творчество»?..

Выскажу гипотезу, что используя западный термин, мы интуитивно разделяем: есть долгие и многоумные обсуждения различных аспектов творчества, стратегий мышления, и есть необходимость производства идей… «на потоке» в рекламном агентстве: слоганы, эхо-фразы, эскизы для печатной и наружной рекламы, сценарии роликов и т.п. Согласимся: да, часто рекламное творчество – творчество низкого уровня и дает повод для многочисленных пародий. Но в контексте этого Доклада нам важно другое: рекламщики, в силу специфики своего бизнеса, просто вынуждены работать на конвейере, «на потоке» - «делать креатив».

Запомним два термина: «на потоке» и «уровень решений» - чуть позже они нам понадобятся.

Итак, креатив – это создание нового, в том числе – на потоке. Говоря «на потоке», мы подразумеваем, что новые идеи нужны регулярно: еженедельно, даже ежедневно.

При этом уже 150 лет патентоведы (а именно у них накоплен гигантский опыт классификации новых идей, поскольку число патентов, с которыми они имеют дело, исчисляется уже десятками миллионов) ищут точное определение понятию «новый». Исчерпывающее определение до сих пор не найдено.

Но обычно используется примерно следующая трактовка:

Новое решение – это некий качественный скачок, который не очевиден среднему Специалисту в данной области.

Заметим, что упомянутый «качественный скачок» может быть разного масштаба: от крохотной новации до открытия.

Приведем классификацию качественных уровней решения, предложенную создателем ТРИЗ Г.С. Альтшуллером [1926-1998] для технических изобретений:

«Для изобретения использован:

1-ый уровень: известный объект без выбора или почти без выбора;
2-ой уровень: выбран объект из нескольких или сделаны небольшие изменения исходного объекта;
3-ий уровень: исходный объект меняется сильно;
4-ый уровень: исходный объект меняется полностью;
5-ый уровень: изменена вся техническая система, куда входил исходный объект, или сделано научное открытие».

Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., «Советское радио», 1979 г., с.14-18.

Мой Доклад посвящен не столько упомянутому креативу, понимаемому как производство решений, идей, сколько технологиям креатива (синонимы: методы креативности; методы творчества; технологии творчества; творческие методы; творческие технологии и т.п.), то есть тому, по каким правилам эти творческие решения создаются.

Одна из мыслей этого выступления, которая будет повторена в Выводах: в современном производстве идей используются различные творческие стратегии, которые основаны на различных закономерностях, при этом, каждая из стратегий имеет свои плюсы и минусы.

Оглавление Доклада:

1. Естественный креатив и его ограничения

2. Списки типовых ошибок

3. Списки готовых решений

4. Введение нерегулярности / случайности

5. Единичные приёмы / эвристики

6. Система приёмов / эвристик

7. Выводы

Online-лекции И.Л. Викентьева о современных технологиях творчества

Информация о ближайших новых Встречах с Читателями портала VIKENT.RU: Творческие личности - Принципы творчества - Методики креатива:

- в Москве;

- в Санкт-Петербурге.


Copyright © ООО "ТРИЗ-ШАНС", 2007.
Любое использование текстов и дизайна может
осуществляться лишь с разрешения ООО "ТРИЗ-ШАНС".
Основание: "Закон об авторских правах и смежных правах" PФ и международные нормы.
English
На главнуюПодписка на новостиДилерамФорумыТРИЗ-ШАНСПишите НовостиПодписаться на рассылкуСсылкиТРИЗ-ШАНСВаш заказКомплектацияЦеныДемо-версииФорумыЛитератураСеминары по PRСтатьи