КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ КРЕАТИВА ПО И.Л. ВИКЕНТЬЕВУ
|
(С) Викентьев Игорь Леонардович, 1995-2007 г.г.
Директор консалтинговой компании
«ТРИЗ-ШАНС» (г. Санкт-Петербург)
«Те птицы молодые не попадают в силки,
которые летают со старыми птицами»
Конфуций
|
С середины 90-х годов в рамках своих Мастер-классов по продвижению продукции я обычно делаю обзор современных технологий творчества (те, кто проходил эти Мастер-классы, знает: сложные задачи Участников решаются на них за считанные минуты). Часть этого материала была положена в основу Доклада, прочитанного мной 23 июня 2007 г. на VIII-й Конференции бизнес-тренеров и консультантов в Санкт-Петербурге.
Слово «творчество» имеет много значений, о которых спорят с древних времен… В 90-х годах XX века в бизнес-сообществе замелькали слова: «креатив», «креативный». Очевидно, что слово «креатив» было принесено в русский язык рекламщиками как калька с английского «creative» - творчество, творческий. Казалось бы – почему не использовать привычное русское слово «творчество»?..
Выскажу гипотезу, что используя западный термин, мы интуитивно разделяем: есть долгие и многоумные обсуждения различных аспектов творчества, стратегий мышления, и есть необходимость производства идей… «на потоке» в рекламном агентстве: слоганы, эхо-фразы, эскизы для печатной и наружной рекламы, сценарии роликов и т.п. Согласимся: да, часто рекламное творчество – творчество низкого уровня и дает повод для многочисленных пародий. Но в контексте этого Доклада нам важно другое: рекламщики, в силу специфики своего бизнеса, просто вынуждены работать на конвейере, «на потоке» - «делать креатив».
Запомним два термина: «на потоке» и «уровень решений» - чуть позже они нам понадобятся.
Итак, креатив – это создание нового, в том числе – на потоке. Говоря «на потоке», мы подразумеваем, что новые идеи нужны регулярно: еженедельно, даже ежедневно.
При этом уже 150 лет патентоведы (а именно у них накоплен гигантский опыт классификации новых идей, поскольку число патентов, с которыми они имеют дело, исчисляется уже десятками миллионов) ищут точное определение понятию «новый». Исчерпывающее определение до сих пор не найдено.
Но обычно используется примерно следующая трактовка:
Новое решение – это некий качественный скачок, который не очевиден среднему Специалисту в данной области.
Заметим, что упомянутый «качественный скачок» может быть разного масштаба: от крохотной новации до открытия.
Приведем классификацию качественных уровней решения, предложенную создателем ТРИЗ Г.С. Альтшуллером [1926-1998] для технических изобретений:
«Для изобретения использован:
1-ый уровень: известный объект без выбора или почти без выбора;
2-ой уровень: выбран объект из нескольких или сделаны небольшие изменения исходного объекта;
3-ий уровень: исходный объект меняется сильно;
4-ый уровень: исходный объект меняется полностью;
5-ый уровень: изменена вся техническая система, куда входил исходный объект, или сделано научное открытие».
Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., «Советское радио», 1979 г., с.14-18.
Мой Доклад посвящен не столько упомянутому креативу, понимаемому как производство решений, идей, сколько технологиям креатива (синонимы: методы креативности; методы творчества; технологии творчества; творческие методы; творческие технологии и т.п.), то есть тому, по каким правилам эти творческие решения создаются.
Одна из мыслей этого выступления, которая будет повторена в Выводах: в современном производстве идей используются различные творческие стратегии, которые основаны на различных закономерностях, при этом, каждая из стратегий имеет свои плюсы и минусы.
Оглавление Доклада:
1. Естественный креатив и его ограничения
2. Списки типовых ошибок
3. Списки готовых решений
4. Введение нерегулярности / случайности
5. Единичные приёмы / эвристики
6. Система приёмов / эвристик
7. Выводы
Online-лекции И.Л. Викентьева о современных технологиях творчества
Информация о ближайших новых Встречах с Читателями портала VIKENT.RU:
Творческие личности - Принципы творчества - Методики креатива:
- в
Москве;
- в
Санкт-Петербурге.