Технология Креатива N 1: Естественные / природные креативные способности
«Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум»
Ф. Ларошфуко
Каждый человек, рождаясь, воспитываясь и взрослея, обладает некоторой природной сметливостью, хитростью, "творческостью". В литературе часто используют термин: "общие творческие способности".
Это природное явление вряд ли можно называть технологией - но его необходимо упомянуть для полноты классификации.
На тему исследования мышления, "творческих озарений", написаны центнеры книг. Чтобы кратко проиллюстрировать основную идею, расскажу простой случай.
ПРИМЕР 1.1. Средняя школа. Идут первые уроки "Физики". Ученик пишет первый отчёт по лабораторной работе:
- наливал воду - в мензурку;
- измерял высоту столба воды h - линейкой;
- думал - головой.
Вот это: "Думал - головой" чрезвычайно привычно и, казалось бы, логично...
Кроме того, в массе литературы по психологии творчества (например, в работах американского профессора Джоя Гилфорда / Joy Guilford [1897-1987] и последующих) утверждается, что творческое мышление - это непременно много идей, "фонтан идей" и т.п.
ПРИМЕР 1.2. Еще более яркий пример: демонстрация творческого процесса средствами кинематографа и телевидения. Допустим, надо показать процесс творческого мышления бизнес-тренера или консультанта. Киношники без "картинки" не могут, поэтому снимали бы примерно так: на занятии бизнес-тренер вдруг взлохмачивается, внезапно бросается к первому ряду - колено на стол - женщины первого ряда, от такого внезапно нахлынувшего креатива, естественно, визжат - далее стремительный бросок в дамскую сумочку во втором ряду - женщины второго ряда тоже визжат - из сумочки - естественно без спроса - выхватывается помада, после чего - даже при наличии доски - прямо на стене помадой рисуется пропеллер:
ПРИМЕР 1.2А. Снимает признанный мастер - Александр Сокуров:
«Император в фильме Сокурова занимается научными исследованиями, он - гидробиолог. Но исследования
сводятся к тому, что Император рассматривает редкого моллюска, награждая его сравнениями и
эпитетами, а сомлевший от почтения и, вероятно, голода слуга записывает для потомства эту
поэтическую атрибуцию. Столь же внимательно, почтительно, с нарастающим восхищением рассматривает
добрый зритель поразительного исторического «моллюска» - японского Императора Хирохито…»
Москвина Татьяна, Люблю и ненавижу, СПб, «Амфора», 2005 г., с. 227.
Примерно так и ставят спектакли, снимают кино. Имея некоторой опыт работы с людьми искусства, могу сказать, что если и утрировал, то самую малость...
Я хочу сказать, что в изображении творческого процесса очень часто используют внешние эффекты, связанные с ... извините, придурковатостью поведения.
Можно приводить и другие забавные примеры на тему "как не удалось показать творческий процесс", но нам важнее другое: в реальности, при решении несложных нестандартных / креативных / творческих задач, нужен, как правило, не "фонтан идей", а всего несколько решений, которые будут работать в заданных ограничениях. А при решении сложных задач, скорее всего, потребуется система идей, которые продуманы и хорошо связаны друг с другом.
Могу сказать, что воспетые в веках как самими творцами, так и исследователями творчества "естественные креативные способности" имеют ряд существенных недостатков, и эти недостатки мгновенно проявляются, когда мы имеем дело не с байками про озарения, а с "потоком задач" и ограничениями, которые присутствуют в любой реальной задаче.
Все знают соотношение, приписываемое Вильфредо Парето: 80:20. Опираясь на экспериментальные данные, накапливаемые с 1981 г., я сформулировал гипотезу: в области творчества это соотношение вырождается в 90:10. А именно:
- если дать группе людей, не владеющих технологиями креатива, одну творческую задачу средней сложности (не выше 3 уровня по классификации Г.С. Альтшуллера), то примерно 10% полученных ими решений будут более или менее приличны;
- примерно 10% людей из случайной выборки могут получать приличные решения творческих задач средней сложности, базируясь на своих природных способностях (остальные 90% либо прямо отказываются решать, либо долго обосновывают, почему они не будут решать, либо предлагают сверхслабые решения - "лишь бы отделаться". Кстати, изображение непременно придурковатых творцов - типичный пример нерешенной задачи).
Естественно, в конкретном случае соотношение может быть и другим: 86% и 14%; 92% и 8% - я говорю о порядке.
ПРИМЕР 1.3. Интересно, что создатель
ТРИЗ Г.С. Альтшуллер [1926-1998] утверждал на основе собранной им за многие годы статистики: "...из десяти слушателей получается один преподаватель, из десяти преподавателей - один разработчик, из десяти разработчиков - один профессионал".
Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности, Минск, "Беларусь", 1994 г., с. 375.
ПРИМЕР 1.4. "Обратите внимание, что, как правило, способных людей не так много. Хорошо, если в школе, в одном классе, есть два-три ученика, преуспевающих, например, в рисовании. То есть их всегда какое-то ограниченное число. Вероятно, столь же невелико и число учеников с явно выраженными музыкальными способностями или артистическим талантом. Но тогда естественно предположить, что таково же будет и число детей, обладающих способностью к религиозным переживаниям, тоже своего рода творчеству. По моим подсчетам, у нас людей с ярко выраженной способностью к религиозному переживанию всего 10-15 процентов от общей массы. Примерно столько же, сколько способных к какому-либо искусству учеников в классе. Такое процентное соотношение совпадает и с Западом: я беседовал однажды с пастором из Германии, оценивая количество глубоко верующих в его церкви, и мы сошлись в том, что число их примерно одинаково и у нас, и у них. Десять-пятнадцать процентов".
Раушенбах Б. В., Пристрастие, М., "Аграф", 2000 г., с. 46.
Кроме соотношения 90:10, есть и еще один недостаток воспетых поэтами "общих творческих способностей". Увы, они не дают стабильного результата: при решении серии (потока) творческих задач человек то получает решение, то - увы - нет...
Выводы раздела:
- стоит разделять многочисленные байки на тему "как, бывает, озаряет" (например, история про то, как Ньютон открыл закон всемирного тяготения, глядя на падающее яблоко, рассказана его родственниками примерно через 200 лет после смерти великого физика) и профессионально-результативное решение творческих задач "на потоке";
- естественный интеллект, увы, не дает стабильных и, что важно в современных динамичных условиях, передаваемых другим способов решения;
- можно высказать гипотезу, что в области решения творческих задач средней сложности действует примерное соотношение 90:10, то есть примерно 10% полученных решений будут более или менее приличны;
- в нашей базе данных собрано около 400 эффектов мышления, описанных различными Авторами, которые проявляются как при индивидуальной работе, так и в составе малой группы. Основной недостаток - эффекты были описаны исследователями на основе, как правило, незначительного количества случаев и не понятно: при каких условиях они действуют, при каких - нет; насколько разные эффекты сводимы друг к другу. Вероятно, специалистам по технологиям креатива их будет полезно знать. Но похоже, что стратегическое развитие этих технологий в ближайшее время пойдет не по пути изучения психологии творца, а алгоритмизации поисковых процедур...
К сожалению, серьёзных достижений в области «Психологии творчества» в XX веке не было.
Справедливости ради надо отметить: почти все предметы материальной культуры, окружающие нас, созданы с помощью естественных креативных способностей. Помните: "Думал - головой"? Обратите внимание: я сказал "почти все", потому что уже не все...
Данной стратегии креатива близки такие эффекты как: интуиция, инсайт, озарение, "ага-эффект" и т.п.
Технологии Креатива 2: Списки контрольных вопросов
См. также:
Классификация стратегий креатива по И.Л. Викентьеву
История исследования, изучения творчества по Г.С. Альтшуллеру
Эффект 10% самоограничения в области творчества