Новости Новости
Статьи и методики Статьи и методики
Семинары по PR Семинары по PR
Литература Литература
Форумы Форумы
Демо-версии Демо-версии
Цены Цены
Комплектация Комплектация
Ваш заказ Ваш заказ
ТРИЗ-ШАНС ТРИЗ-ШАНС
Ссылки Ссылки
Рассылка Рассылка

более 5000 Подписчиков
        Подписчиков








Rambler's Top100

liveinternet.ru


Технология Креатива N 3: Коллекция типовых решений / идей


«Всякая разумная мысль уже приходила кому-нибудь в голову,
нужно только постараться еще раз к ней прийти»

И.В. Гёте

В своей книге о приватизации А.Б. Чубайс пишет, что когда к нему ходили жаловаться стада советских директоров, у него на двери в кабинете висел плакатик:

"Ваш случай не особый"

Да, нечто особенное, уникальное – чрезвычайно редкий случай. Более того, когда появляется хорошо продающийся товар, в мировом патентном фонде находятся патенты, в которых эта идея уже есть – например, так было с «кубиком Рубика». Очень часто мы говорим «новое» просто не зная базы решений.

«Штамп» и творчество? «Коллекция штампов» – стратегия креатива? Да, это одна из распространенных стратегий креатива – если ею правильно пользоваться. Утверждаю, что на производстве (как в технической, так и в гуманитарной сфере) это совершенно нормальная и обоснованная стратегия креатива. Начну с пары примеров.

ПРИМЕР 3.1. Так, например, молодой инженер, имеющий красный диплом столичного ВУЗа, придя в конструкторское бюро не в состоянии начертить …болт либо гайку… Почему? Инженеры подтвердят: он не знает, что на данном предприятии делается точением, а что делается штамповкой; не знает, какие здесь отработанные годами допуски и посадки и т.п. Поэтому, инженер, имеющий красный диплом, не стесняясь, берет т.н. Альбом чертежей и под руководством своих старших товарищей перерисовывает свой первый болт или гайку, немного меняя ее параметры.

Людям – даже не знающим друг друга – свойственно повторяться:

ПРИМЕР 3.2. «Когда-то я работал в журнале «Юность» помощником редактора. Мне поручали разгребать мешки с письмами. С тех пор я по почерку и по первым фразам, а также размеру письма, могу угадать, какого умственного развития автор письма и что он от меня хочет. Если первые строчки: «Уважаемый Михаил Николаевич, мы Вас очень любим всей семьей, не пропускаем ни одной Вашей встречи, Вы лучше всех остальных», - значит, просят деньги и такие же письма разослали всем остальным, кого считают лучше остальных. Если письмо начинается с перечисления титулов автора, его почетных грамот, вплоть до участника переписи населения, значит, какой-то своей шуткой я попал непосредственно в него, и теперь он попытается запугать меня своими званиями и знакомствами».

Задорнов М.Н., Этот безумный, безумный, безумный мир…, М., «АСТ»; «Астрель»; «Транзиткнига», 2005 г., с. 53-54.

Так же поступают руководители и творческие работники, которые действуют по аналогии с уже известными решениями в рамках: профессии, страны, мира. Другое дело, что творческие люди невольно сравнивают свою находку с тем, что знают они сами, и их ближайшее окружение - а не с тем, что наработано по этой теме вообще в мире. А зря - поиск нового решения, в большинстве случаев, может быть сведен к выбору из огромного массива уже существующих. Разумеется, этот массив должен быть надлежащим образом организован.

В приводимом ниже примере Леонардо да Винчи описал технологию рисования дыма:

ПРИМЕР 3.3. «Дым более прозрачен к краям своих клубов, чем к их середине. Дым движется в тем более косом направлении, чем сильнее ветер, его движитель. Дым бывает настолько различных цветов, насколько различны предметы, его порождающие. Дым не образует очерченных теней, и его собственные границы тем менее отчетливы, чем они дальше от своей причины; предметы, стоящие за ним, тем менее ясны, чем плотнее клубы дыма, и они [клубы] тем белее, чем они ближе к началу и синее к концу».

Леонардо да Винчи, О науке и искусстве, СПб, «Амфора» 2006 г., с. 148-149.

Не без проблем, но наиболее добросовестно учет новых идей поставлен в развитых странах с середины XIX века в области технических изобретений.

ПРИМЕР 3.4. С тем, чтобы пояснить свою мысль, я обращусь к опыту старшего поколения: вспомните явление в квартиру советского телевизионного мастера. Во-первых, диспетчер по телефону радует Вас, что мастера нужно ждать с 10 до 17 в рабочий день, и точное время его прибытия - тайна… Во-вторых, долгожданное явление телемастера сопровождается его фразой: «Ну что, хозяйка, ты сама-то пиво пьешь?» В-третьих, разобранный телевизор занимает минимум полкомнаты в пространстве и неделю во времени… Естественно, нужной детали в свободной продаже нету, но мастер позволяет себя уговорить достать ее за Ваши деньги… Если так будет работать сервисная служба компании, обслуживающей, например, современное полиграфическое оборудование, станки и т.п., то она нежизнеспособна… Поэтому в приличных фирмах выезжает бригада, и проводит диагностический тест. Специалисты бригады проводят тест и – без лишних речей про пиво – заменяет стандартный узел. Не влезая внутрь этого узла и даже, возможно, не зная, что у него внутри. Обратите внимание – здесь не требовался «гениальный бизнес-тренинг» и требования к ремонтникам не велики...

Поэтому военные, экономисты, программисты знают, что в рамках прогрессивной организации типовая задача решается один раз, после чего успешное базисное решение фиксируется и тиражируется до тех пор, пока не появится более успешное – об этом сейчас много говорится в такой дисциплине как Knowledge management / Управление знаниями.

Уместен вопрос: а где здесь собственно создание нового, творчество, креатив? Ведь использование чужого решения без разрешения это плагиат. Если заимствование разрешено в рамках организации и надлежащим образом оформлено, то это не плагиат. Кроме этого, часто базовое решение необходимо «довести». Приведу пример из нашей практики: за время существования нашей компании у нас было несколько десятков заказов на анализ различных деловых изданий.

ПРИМЕР 3.5. Приведу всего лишь несколько ошибок, которые с одной стороны известны, а с другой – тем не менее, десятки изданий их совершают.

Отсутствие связки: заголовок – фото – анонс – подпись под иллюстрацией

Отсутствие разбивки материала на короткие разделы

Отсутствие диалогичности текста (простейший способ – использование риторических вопросов)

Избыточно креативные заголовки – материал невозможно прочитать по заголовкам, понять и принять решение – читать или нет

«Усталые», банальные концовки материалов

Воспроизводство известных решений не переворачивает Вселенную, но в ряде случаев это эффективная, работающая технология в полном соответствии с русской поговоркой: «Дорога ложка к обеду».

ПРИМЕР 3.6. «В компании GE, например, все жалобы и вопросы клиентов фиксируются в базе данных, находящейся в центре связи с клиентами (Answer Center) в Луисвилле (штат Кентукки). Каждый член команды разработчиков новой продукции может получить доступ к базе и «оказаться» на месте оператора Answer Center. Центр связи с клиентами был основан компанией в 1982 г. для круглосуточной обработки вопросов, просьб о помощи и жалоб потребителей. Двести операторов принимают до 14 тыс. звонков в день. Компания GE заложила в компьютерную базу данных 1,5 млн. вариантов всевозможных проблем и их решений. Благодаря использованию последних достижений в области искусственного интеллекта, система позволяет проводить диагностику в режиме реального времени и быстро отвечать на вопросы. Решение любой проблемы может быть найдено оператором телефонной сети в течение двух секунд. Но, допустим, решение отсутствует. В этом случае ответ на вопрос будут искать 12 специалистов-ремонтников со стажем работы не менее четырех лет, а когда они справятся с проблемой, группа программистов занесет новые решения в базу данных. Обычно это происходит на следующий день, а в течение месяца информация будет разослана по соответствующим отделениям компании. Кроме того, различные отделы часто присылают в центр разработчиков новой продукции, чтобы они могли побеседовать с операторами или с теми 12 ремонтниками и воспринять их опыт («пережить» ситуацию еще раз)».

И. Нонака, Х. Такеучи, Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах, М., «Олимп-Бизнес», 2003 г., с. 96-97.

Могу привести такой пример: наша разработка – программа-консультант «EXPO: 1001 Рекламоноситель». Это крупнейшая в мире база рекламных решений. Как только этих решений стало примерно 2200, база программы почти перестала пополняться – иные решения либо совпадают с уже имеющимися, либо очень похожи.

Есть масса родственных терминов: опыт старейшин; опыт экспертов; справочники / энциклопедии инструкции; базы данных; библиотеки стандартных программ, патентный поиск, патентные исследования, бенчмаркинг и т.п.

А так называемые пионерные изобретения, не имеющие аналогов? Их единицы из сотен тысяч решений.

Так называемое «собственное мнение» в большинстве случаев формируется авторитетами, учителями, СМИ и т.п. Недаром этот феномен Эрих Фромм / Erich Fromm [1900-1980] называл «псевдомышлением». По его мнению: «на самом деле людям кажется, что это они принимают решения, что это они хотят чего-то, в то время как в действительности они поддаются давлению внешних сил, внутренним или внешним условностям и «хотят» именно того, что им приходится делать». Э. Фромм, Бегство от свободы, Минск, 1998 г., «Попурри», с. 23.

Данной стратегии креатива близки такие подходы как: банки решений, лучшие практики и т.п.

Технологии Креатива 4: Введение нерегулярности / случайности



См. также:

Классификация стратегий креатива по И.Л. Викентьеву

Крупнейшая база данных по продвижению продукции


Copyright © ООО "ТРИЗ-ШАНС", 2007.
Любое использование текстов и дизайна может
осуществляться лишь с разрешения ООО "ТРИЗ-ШАНС".
Основание: "Закон об авторских правах и смежных правах" PФ и международные нормы.
English
На главнуюПодписка на новостиДилерамФорумыТРИЗ-ШАНСПишите НовостиПодписаться на рассылкуСсылкиТРИЗ-ШАНСВаш заказКомплектацияЦеныДемо-версииФорумыЛитератураСеминары по PRСтатьи