Технология Креатива 6: Система приемов / эвристик
Ознакомимся с длинной цитатой, где сравниваются поэтические, философские и технологические подходы:
ПРИМЕР 6.1. «На первый взгляд принципы Ф. Тейлора чрезвычайно просты. Первый принцип повышения производительности физического труда гласит: надо изучить задачу и проанализировать движения, необходимые для ее выполнения. Второй принцип: надо описать каждое движения и составляющие его усилия, а также измерить время, за которое оно производится. Третий принцип: устранить все лишние движения; каждый раз, начиная изучать физический труд, мы обнаруживаем, что большинство освященных временем процедур оказываются пустой тратой времени и мешают повышению производительности труда. Четвертый принцип: каждое из оставшихся движений, необходимых для выполнения поставленной задачи, снова соединяются вместе - так, чтобы работник тратил на его выполнение как можно меньше физических и умственных усилий и минимальное количество времени. Потом все движения снова соединяют в единую логическую последовательность. Наконец, последний принцип гласит: необходимо соответствующим образом изменить конструкцию всех инструментов, используемых в данной работе. Сколько раз мы ни брались бы за оптимизацию разных работ - независимо от того, сколько тысяч раз в год эти работы производятся, -всякий раз обнаруживается, что традиционные инструменты требуют доработки. Так произошло с совком для песка (перенос песка был одним из первых видов физического труда, изученных Тейлором). Совок был неправильной формы, имел неподходящий размер и неудобную ручку. Множество недостатков можно найти и в инструментах, которыми пользуются, скажем, хирурги. Принципы Тейлора выглядят очевидными, как и любые эффективные методы. Но чтобы выработать их, Тейлор экспериментировал в течение 20 лет. За последние сто лет методика Тейлора претерпела бесчисленное множество изменений, уточнений и усовершенствований. Изменилось даже ее название. Сам Тейлор называл свою методику «анализом задач» или «научным управлением задачами». Двадцатью годами позже эта методика получила новое имя – «научная организация труда» или «менеджмент». Еще через 20 лет, после Первой мировой войны, менеджмент в США, Великобритании и Японии стал называться «научным менеджментом», а в Германии – «рационализацией производства».
То, что Тейлор увидел, по-настоящему заинтересовавшись трудовым процессом, вызывающе не соответствовало тому, что об этом писали поэты (Гесиод и Вергилий) и философы (Карл Маркс). Все они прославляли «мастерство». Тейлор показал, что никакого мастерства в физическом труде нет, а есть простые, повторяющиеся движения. Производительными их делает знание, точнее, знакомство с оптимальными способами исполнения и организации простых однообразных движения. Именно Тейлор был первым, кто соединил знания и труд. Все это вызвало сильнейшую неприязнь к Тейлору со стороны современных ему профсоюзов, объединявших в то время работников высокой квалификации, мастерство которых объяснялось владением некими тайнами ремесла, причем владением монопольным. Раздражало профсоюзы и то, что Тейлор пропагандировал оплату труда «по конечному результату», т.е. за выполненное в срок задание, а не «за процесс», т.е. за количество отработанных часов. Профсоюзы и сегодня проклинают Тейлора за эту идею. К тому же данное Тейлором определение работы как серии операций во многом объясняет тот факт, что его концепции отвергают люди, никогда сами не занимавшиеся физическим трудом (писатели и интеллектуалы - последователи поэтов и философов прежних времен). Тейлор разрушил романтику труда. «Тайны ремесла» он заменил «последовательностью элементарных движений».
На протяжении последних ста лет каждый новый метод, позволивший достичь хотя бы минимальных успехов в повышении производительности работников физического труда - а вместе с ним и их реальной зарплаты, - основывался на принципах Тейлора, как рьяно авторы этих методов ни превозносили бы отличия собственных систем от тейлоровой. Укрупнение технологических операций, стремление к разнообразию работы за счет исключения повторяющихся операций, ротация должностей - во всех этих нововведениях методы Тейлора используются для уменьшения усталости работника, а следовательно, для повышения производительности его труда. Идеи Тейлора об анализе задач и научной организации всего процесса физического труда использованы и в принципе конвейера Генри Форда, разработанном уже после 1914 года, когда сам Тейлор был стар, болен и отошел от дел. Идеи Тейлора использованы и в японских «кружках качества», и в системе непрерывного совершенствования «кайзен», и в организации поставок «точно вовремя».
Питер Ф. Друкер, Задачи менеджмента в XXI веке, М., «Вильямс», 2001 г., с. 184-186.
Зададимся вопросом: если есть отдельные приемы, эвристики, которые помогают решать некоторые творческие задачи, то что будет, если у нас есть система эвристик?
Наш ответ на этот вопрос следующий:
- чтобы сделать творческую карьеру в начале третьего тысячелетия от рождества Христова нужно освоить всего несколько приемов / эвристик.
Недостаток этого подхода – неумение решать задачи, лежащие за пределами этих нескольких приемов…;
- если говорить о задачах целой предметной области, то их количество исчисляется десятками и сотнями – и необходимо соответствующее количество приемов / эвристик. Например, создателю ТРИЗ удалось перекрыть с помощью 40 основных и 10 дополнительных изобретательских приемов задачи большинства областей техники (за исключением ряда схемотехнических и химических технологий);
- при кажущейся простоте выявления новых творческих приемов и создания из них цельной системы - это весьма нетривиальная задача.
Стратегически: создание систем эвристик – перспективный рынок.
«Хотелось бы, чтобы меня правильно поняли. Вся наша техническая цивилизация
держится на изобретениях, сделанных методом проб и ошибок. Работа изобретателей,
терпеливо осиливавших труднейшие задачи простым перебором вариантов, достойна
большого уважения. Но в последние десятилетия появилась теория решения
изобретательских задач (ТРИЗ). Теперь нельзя, недопустимо, непростительно тратить время, средства, силы на «пустые» варианты! Если бы разрядник-шахматист не знал простейших правил, приемов и годами думал над ходом е2 - е4, это было бы смешно. Когда в заслугу современному изобретателю ставят «пустые» пробы, вызванные незнанием элементарных правил теории, это тоже смешно. Только смех этот - сквозь слезы».
Альтшуллер Г.С., Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач,
Петрозаводск, «Скандинавия», 2003 г., с. 21.
Данной стратегии креатива близки подходы: Аристотель «Поэтика» и «Риторика»; работы Маккиавелии; теория К.С. Станиславского; создание борьбы САМБО, и, конечно, классический АРИЗ (разные версии), ТРИЗ и ЖСТЛ Г.С. Альтшуллера.
Выводы по всему материалу »»»
См. также:
Классификация технологий креатива по И.Л. Викентьеву
Крупнейшая база по риторическим / литературным приемам