Выводы
«Вдохновение является лишь по праздникам.
Поэтому нужен какой-то более доступный, протоптанный путь...»
К.С. Станиславский
1. Наука – получение знаний, качество которых очень часто могут оценить только специалисты. Так, в научной среде совершенно нормален случай, когда «...ну, в этой проблеме разбираются 2 соотечественника и ещё 1 голландец»... Или 30 человек... Пусть даже 3000, суть дела от этого не меняется.
2. В отличие от классической науки, формируется рынок методических систем – технологических знаний, которые изначально нацелены на понимание и применение множеством несовершенных (!) людей. По мнению автора Доклада, к признакам качественной методики можно отнести:
- увеличение вероятности решения;
- определенного класса задач;
- среднеодаренным Пользователем (обращаю внимание на снижение, а не повышение требований к его одаренности, квалификации и т.п.);
- который может освоить и применить её за ограниченное время и в отсутствие Автора методики.
3. Частный и наиболее перспективный вид методик – методы, технологии мышления, которые позволяют увеличить вероятность получения креативных решений обычным, средним человеком «на заказ».
4. Природа, увы, не создала механизмов решения задач высших уровней
«Мыслящий мозг - самое позднее, что появилось у человека. Кишечник, половой член - древние органы. Поэтому люди предпочитают пользоваться тем, к чему больше привыкли. Мыслящий мозг у многих вообще еще не развит (неустойчивое развитие)».
Гаврилин В.А., О музыке и не только... Записи разных лет, СПб, «Композитор», 2003 г., с. 268.
но они могут быть созданы:
«В процессе эволюции наш мозг научился находить приближенные решения простых задач. Но эволюция не выработала механизмов для медленного и точного решения сложных задач. Если бы мы с величайшей точностью знали все, что происходит в голове хорошего изобретателя, это не приблизило бы нас к созданию тактики, соответствующей четвертому уровню. Мы бы просто обнаружили, что при решении задачи четвертого уровня изобретатель применяет ту же тактику, что и на первом уровне. Эвристические механизмы высших порядков не могут быть о т к р ы т ы - их нет. Но они могут и должны быть созданы».
Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., «Московский рабочий», 1973 г., с. 45-46.
5. Следует признать, что современная психология творчества ограничена парадигмой «творческих способностей», и, увы, застыла на уровне лабораторных экспериментов, имеющих целью скорее защиты диссертаций, а не решение креативных задач и получение продуктивных ответов на вопрос: «Как решать научную, бизнес, производственную творческую задачу?». Желающие проверить этот тезис могут проработать список публикаций за предыдущий год, который публикуется в первом номере журнала «Вопросы психологии» за текущий год.
6. Можно высказать гипотезу, что в области решения творческих задач средней сложности – без методической поддержки – действует соотношение 90:10, то есть примерно 10% полученных решений будут более или менее приличны.
7. Помимо традиционных подходов, связанных с «естественным креативом», возможны иные стратегии / подходы, описываемые различными процедурами.
8. Творчество постепенно вытесняется с уровня единичных решений на уровень создания методик - см., например, ТРИЗ. Надо заметить, что процесс этот начался не вчера: вспомним труды
Аристотеля, Макиавелли, Френсиса Бэкона, Джона Милля, К.С. Станиславского, историю создания борьбы «самбо»…
9. Для оценки работ в области методик креатива возможно использование таких критериев:
а) Наличие лично решенных Автором методики небанальных / творческих задач (по экспериментальным данным первого разработчика ТРИЗ Г.С. Альтшуллера даже не для разработки новой методики, а просто для профессионализма необходимо лично решить не менее 200 творческих задач);
Если таких задач нет или они «тайные» – см. окончание статьи о современном консалтинге.
б) понимание Автором методики, что существует разница между «оптимальным решением» и «тем, что лично я знаю»;
в) эффективность использования методики креатива в отсутствии её Автора – подробнее см.:
Викентьев И.Л., Методика оценки методик
10. В ближайшие несколько десятилетий актуально создание систем приёмов / эвристик, поскольку решателей проблем не готовит ни одно учебное заведение мира; качество обучения неуклонно падает, а количество и сложность проблем только нарастает...
Мы встречаемся раз в полгода и обсуждаем эти проблемы на наших Методических конференциях.
См. также:
История исследования, изучения творчества по Г.С. Альтшуллеру
Отчёт: "Исследование гениальности и талантливости"
Информация о ближайших новых Встречах с Читателями портала VIKENT.RU:
Творческие личности - Принципы творчества - Методики креатива:
- в
Москве;
- в
Санкт-Петербурге.