Новости Новости
Статьи и методики Статьи и методики
Семинары по PR Семинары по PR
Литература Литература
Форумы Форумы
Демо-версии Демо-версии
Цены Цены
Комплектация Комплектация
Ваш заказ Ваш заказ
ТРИЗ-ШАНС ТРИЗ-ШАНС
Ссылки Ссылки
Рассылка Рассылка

более 5000 Подписчиков
        Подписчиков








Rambler's Top100


Выводы


«Вдохновение является лишь по праздникам.
Поэтому нужен какой-то более доступный, протоптанный путь...»

К.С. Станиславский

1. Наука – получение знаний, качество которых очень часто могут оценить только специалисты. Так, в научной среде совершенно нормален случай, когда «...ну, в этой проблеме разбираются 2 соотечественника и ещё 1 голландец»... Или 30 человек... Пусть даже 3000, суть дела от этого не меняется.

2. В отличие от классической науки, формируется рынок методических систем – технологических знаний, которые изначально нацелены на понимание и применение множеством несовершенных (!) людей. По мнению автора Доклада, к признакам качественной методики можно отнести:

  • увеличение вероятности решения;
  • определенного класса задач;
  • среднеодаренным Пользователем (обращаю внимание на снижение, а не повышение требований к его одаренности, квалификации и т.п.);
  • который может освоить и применить её за ограниченное время и в отсутствие Автора методики.

3. Частный и наиболее перспективный вид методик – методы, технологии мышления, которые позволяют увеличить вероятность получения креативных решений обычным, средним человеком «на заказ».

4. Природа, увы, не создала механизмов решения задач высших уровней

«Мыслящий мозг - самое позднее, что появилось у человека. Кишечник, половой член - древние органы. Поэтому люди предпочитают пользоваться тем, к чему больше привыкли. Мыслящий мозг у многих вообще еще не развит (неустойчивое развитие)».

Гаврилин В.А., О музыке и не только... Записи разных лет, СПб, «Композитор», 2003 г., с. 268.

но они могут быть созданы:

«В процессе эволюции наш мозг научился находить приближенные решения простых задач. Но эволюция не выработала механизмов для медленного и точного решения сложных задач. Если бы мы с величайшей точностью знали все, что происходит в голове хорошего изобретателя, это не приблизило бы нас к созданию тактики, соответствующей четвертому уровню. Мы бы просто обнаружили, что при решении задачи четвертого уровня изобретатель применяет ту же тактику, что и на первом уровне. Эвристические механизмы высших порядков не могут быть о т к р ы т ы - их нет. Но они могут и должны быть созданы».

Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., «Московский рабочий», 1973 г., с. 45-46.

5. Следует признать, что современная психология творчества ограничена парадигмой «творческих способностей», и, увы, застыла на уровне лабораторных экспериментов, имеющих целью скорее защиты диссертаций, а не решение креативных задач и получение продуктивных ответов на вопрос: «Как решать научную, бизнес, производственную творческую задачу?». Желающие проверить этот тезис могут проработать список публикаций за предыдущий год, который публикуется в первом номере журнала «Вопросы психологии» за текущий год.

6. Можно высказать гипотезу, что в области решения творческих задач средней сложности – без методической поддержки – действует соотношение 90:10, то есть примерно 10% полученных решений будут более или менее приличны.

7. Помимо традиционных подходов, связанных с «естественным креативом», возможны иные стратегии / подходы, описываемые различными процедурами.

8. Творчество постепенно вытесняется с уровня единичных решений на уровень создания методик - см., например, ТРИЗ. Надо заметить, что процесс этот начался не вчера: вспомним труды Аристотеля, Макиавелли, Френсиса Бэкона, Джона Милля, К.С. Станиславского, историю создания борьбы «самбо»…

9. Для оценки работ в области методик креатива возможно использование таких критериев:

а) Наличие лично решенных Автором методики небанальных / творческих задач (по экспериментальным данным первого разработчика ТРИЗ Г.С. Альтшуллера даже не для разработки новой методики, а просто для профессионализма необходимо лично решить не менее 200 творческих задач);

Если таких задач нет или они «тайные» – см. окончание статьи о современном консалтинге.

б) понимание Автором методики, что существует разница между «оптимальным решением» и «тем, что лично я знаю»;

в) эффективность использования методики креатива в отсутствии её Автора – подробнее см.: Викентьев И.Л., Методика оценки методик

10. В ближайшие несколько десятилетий актуально создание систем приёмов / эвристик, поскольку решателей проблем не готовит ни одно учебное заведение мира; качество обучения неуклонно падает, а количество и сложность проблем только нарастает...

Мы встречаемся раз в полгода и обсуждаем эти проблемы на наших Методических конференциях.





См. также:

История исследования, изучения творчества по Г.С. Альтшуллеру

Отчёт: "Исследование гениальности и талантливости"

Информация о ближайших новых Встречах с Читателями портала VIKENT.RU: Творческие личности - Принципы творчества - Методики креатива:

- в Москве;

- в Санкт-Петербурге.


Copyright © ООО "ТРИЗ-ШАНС", 2007.
Любое использование текстов и дизайна может
осуществляться лишь с разрешения ООО "ТРИЗ-ШАНС".
Основание: "Закон об авторских правах и смежных правах" PФ и международные нормы.
English
На главнуюПодписка на новостиДилерамФорумыТРИЗ-ШАНСПишите НовостиПодписаться на рассылкуСсылкиТРИЗ-ШАНСВаш заказКомплектацияЦеныДемо-версииФорумыЛитератураСеминары по PRСтатьи