Психология творчества
Формально говоря - это область исследований творческой деятельности людей в науке, искусстве, обучении и т.п. К специфической проблематике психологии творчества относится изучение роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения, индивидуально-психологических особенностей и т.п.
К сожалению, современная психология творчества - если не принимать во внимание заявления рекламного характера - так и не вышла за рамки лабораторных экспериментов и не даёт ответов на вопрос: как инженеру, бизнесмену, консультанту выявлять, ставить, решать неочевидные (креативные, сложные) задачи и внедрять их решения?...
ПРИМЕР. "Ученые, - констатирует известный лингвист Ноам Хомский, - не добились совершенно никакого прогресса, исследуя такие вопросы, как сознание и свободная воля. У нас нет даже плохих идей"
Цитируется по: Дж. Хорган, Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки, СПб, 2001 г., с. 247.
По мнению создателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера, непреодолённое современной психологией творчества ограничение (парадигма) заключается в следующем:
"В процессе эволюции наш мозг научился находить приближенные решения простых
задач. Но эволюция не выработала механизмов для медленного и точного решения
сложных задач. Если бы мы с величайшей точностью знали все, что происходит в голове хорошего
изобретателя, это не приблизило бы нас к созданию тактики, соответствующей
четвертому уровню. Мы бы просто обнаружили, что при решении задачи четвертого уровня изобретатель применяет ту же тактику, что и на первом уровне".
Эвристические механизмы высших порядков не могут быть о т к р ы т ы - их
нет. Но они могут и должны быть созданы".
Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., "Московский рабочий", 1973 г., с. 46.
См. также:
История исследования, изучения творчества по Г.С. Альтшуллеру
Классификация стратегий креатива по И.Л. Викентьеву