В примере проиллюстрирован, с одной стороны, захват рыночной ниши, а с другой стороны, очевидно, что эта «ниша» в научно-прикладном смысле развиваться не будет:
ПРИМЕР. «А Григорий Иванович Россолимо родом из зажиточных греков, а потом стал и совсем богатым. Профессора-невропатологи автоматически делались богатыми, потому что за максимально возможные гонорары лечили от безделья богатых барынь. В основном это была деятельность-то невропатологов: пользовать богатых барынь от безделья. «Ах, ах, ах, голова болит» и «Ах, ах, ах, я что-то нервно себя чувствую, плохо сплю». От того, что жрет только одни вкусные вещи, желудок ненормально действует. Одним словом, от всех этих так называемых женских болезней лечили невропатологи. И лечили они, конечно, только богатых барынь, потому что такие болезни только у богатых барынь и бывали. И, следовательно, гонорары брали... Ну, четвертной билет была мелкая разменная монета. Значит, барыня к нему пришла - должна оставить четвертной билет. Прийти к нему можно было, вероятно, и за десятку, а вызвать его к себе на дом - это уж четвертной билет непременно. Словом, тут деньга к деньге, и он на богатой вдовице Скадовской женился еще».
Тимофеев-Ресовский Н.В., Воспоминания, М., «Вагриус», 2008 г., с. 118-119.
ПРИМЕР. «В конце мая 2005 года в Москве проходил IV Российский философский конгресс. Я решил поехать (были дела в Москве) на первые два дня. Как-никак - смотр отечественной философии. Быт и нравы - всегда самое интересное. 4000 философов. Битком заполненный главный актовый зал МГУ. Дизайн потрясающий. Слева от сцены барельеф Маркса с мудрой мыслью о том, что в науке нет торных дорог. Слева - барельеф Ленина с не менее мудрой мыслью о том, что коммунистом можно стать только освоив все знания, накопленные человечеством. Задник сцены выложен мозаикой: красные знамена, серпы и молоты, рабочие, крестьяне, интеллигенты. В-левом нижнем углу огромные цифры 1917, в правом - почему-то 1953. Наверное, все-таки не смерть Сталина, а год окончания строительства. В президиуме пыльные философы и поп с огромным крестом на груди. Приветствия Президента, Патриархии. Открылся съезд часовым выступлением ректора МГУ Садовничего. Это была компьютерная презентация в PowerPoint: череда портретов мыслителей прошлого с их мудрыми мыслями. Садовничий их просто зачитывал. Самое печальное было в том, что это мультимедиа давным давно висит в сети и хорошо известно. Ладно бы это делалось для студентов, а тут - на открытии конгресса... Потом пошли выступления. Степин, Мотрошилова, прочие рангом пониже. И все об одном и том же: глобализация, интернет, Макдоналдс, Микки Маус, враг на пороге, враг уже в доме... Сначала стало не по себе - будто попал в прошлое. Потом подумал - может, это дизайн срабатывает. К концу дня, после некоторых разговоров ситуация прояснилась. Это смыслоутрата, растерянность, за которой стоит интеллектуальная и духовная несостоятельность, неадекватность времени, неспособность не то что дать ответы, а даже поставить вопросы, сформулировать проблемы. И это прикрывается страшилками, попытками бежать впереди растерянной и несостоятельной власти, запугивая и ее и самих себя. Диагноз подтвердился вечером на публичной лекции К. Свасьяна, живущего теперь в Швейцарии. Бывший кумир отечественных гуманитариев собрал актовый зал гуманитарного корпуса МГУ. Тема лекции - «конец истории философии». Сразу же Свасьян пояснил, что речь идет о конце самой философии, конце феноменологическом и перманентном. Потому как каждый философ возводит всю историю философию к себе любимому. Поэтому каждое философствование солипсично, и каждый философ норовит унести философию с собою в могилу. Поэтому самой честной позицией философа является суицид. В подтверждение были приведены примеры Вайнингера и еще одного молодого немецкого философа, которые покончили с собой, опубликовав первые книги. Хороший стеб. Монотонным голосом. Собравшаяся отечественная философская общественность, особенно женского гендера оказалась в трансе. Это, большей частью, преподаватели философии из провинции, из технических вузов. Это армия бывших идеологических шестерок, опущенных и невостребованных нынешней властью. Они мучительно ищут пути востребованности. А тут Учитель говорит, что никому они на хрен не нужны, кроме самих себя, и говорит, что самое честное - это покончить с собой. Посыпались вопросы: «Как же теперь преподавать философию?», «Что читать в курсах?». Типа «как же так, учитель, как же жить дальше? Укрепи и направь!» Бедняга Свасьян, как мог, тихо отбрыкивался. Его, мол, не так поняли, он не это имел в виду. Но все те же вопросы шли и шли. В какой-то момент я не выдержал и предложил: поскольку еще предстоит заключительное пленарное заседание конгресса, принять на нем решение о коллективном суициде отечественных философов. И прямо на этом заседании от слов перейти к делу».
Тульчинский Г.Л., Истории по жизни: опыт персонологической систематизации, СПб, «Алетейя», 2007 г., с. 231-232.