Данная заметка возникла из ответа на вопрос
"Почему так редко появляются новые ТРИЗ-разработки?", заданного Натальей Ереминой на
нашем Интернет-форуме, и последовавшего за ним анализа типичных ошибок, совершаемых при попытке создания новой
ТРИЗ-методики.
Причина-1. Первый разработчик
ТРИЗ Г.С. Альтшуллер неоднократно указывал, что в начале ему приходилось работать с теми, кто хотел работать, а не с теми, с кем хотелось ему... Обычно в 60-80-х годах это были инженеры-энтузиасты, занимающиеся ТРИЗ в свободное от работы время при неодобрении начальства и родственников. Часто в отдалении от культурных центров, известных экспертов, крупных библиотек и т.п. Можно благодарить их за распространение ТРИЗ, но научная работа,
разработка новой методики, в этих условиях - не самые плодоносные...
Причина-2. Очень часто человек с помощью ТРИЗ добивался первых успехов при решении низкоуровневых (т.е. лёгких) задач и... его развитие как разработчика на этом прекращалось. Ряд тризовцев добились успехов, консультируя известные западные фирмы, но уровень именно научных (!) публикаций на международных конференциях по ТРИЗ, увы, по-прежнему оставляет желать лучшего.
Примерно с середины 80-х годов ХХ века выделилась прослойка специалистов, занимающихся ТРИЗ профессионально. Общим для них был "значительный поток заказов", благодаря которому быстро нарабатывался опыт, совершенствовались
ТРИЗ-методики. Не все, но большинство из этих специалистов эмигрировали.
Начиная со времен перестройки, стали актуальны и следующие причины отсутствия качественных методик:
Причина-3. В ряде городов б. СССР специалисты по ТРИЗ были малочисленны, пользовались "местным успехом", что создавало эффект "отсутствия конкуренции". Признаем: это также не стимулировало к ведению собственных научных разработок...
Причина-4. Мелкотемье - совершенствование отдельных частностей в известных ТРИЗ-методиках. Иногда это коммерчески оправдано, но серьезных научных достижений здесь нет и быть не может "по определению".
Причина-5. Решение исключительно конъюнктурных задач. Это связано с желанием публиковаться, получить научную степень (без наличия значимых собственных разработок), сделать себе имя, быстро и легко заработать... Сюда попадает множество работ, сделанных как с помощью упрощений классических разработок, так и "игры в слова": выдумывания своих терминов и "перевода" известных работ путем замены терминов. Предельный вариант: публикация известных ТРИЗ-работ под своим именем, без корректных ссылок (Подробнее о корректном цитировании - см. раздел "Цитирование произведений" в электронной книге
"Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы", либо на этом сайте
здесь).
Причина-6. Отсутствие научного Руководителя, имеющего собственные научные достижения именно в области ТРИЗ.
Причина-7. Не понимание того факта, что даже при наличии такого Руководителя, среднее исследование может потребовать от сотен до десятков тысяч квалифицированных человеко-часов. И здесь часто включается дополнительный фактор: обычная человеческая лень.
Причина-8. Попытка "перепрыгнуть этап" и отсутствие исследовательских навыков. ТРИЗ - дисциплина, изначально построенная на решении нестандартных задач. Если человек не получил качественного ТРИЗ-образования; не знает хорошо базовых работ; не нарешал самостоятельно (!) многочисленных
креативных задач; не сделал несколько небольших, но удачных исследований (см. также Причину-6), то мне неизвестны случаи, когда получилась приличная
методика, которой пользовались бы многочисленные последователи... (К сожалению, особенно часто незнанием базовых работ и отсутствием собственных творческих достижений грешат преподаватели ТРИЗ, работающие в области педагогики).
Немного о подготовке исследователей есть в статье:
О подготовке исследователей.
Причина-9. Попытка "выдумать методику из своей умной головы" или попытка не создать методику кропотливым трудом, а "придумать ее" и непременно за короткое время. Как правило, в итоге получается некая неработоспособная смесь из "модных" штампов. Кроме этого, необходимо свободное оперирование ТРИЗ-моделями различного уровня абстракции, а это дается не просто...
Причина-10. Использование старых моделей, вместо разработки новых. Анализируя тексты различных конференций, книг по
креативным технологиям, видно, как их авторы "сами себя запутывают": вместо разработки новой модели, они пытаются ЛЮБУЮ задачу (в том числе социальную, педагогическую и т.п.) непременно свести к известным моделям, разработанным в классическом ТРИЗ для изобретений в области техники. Другой случай: берется некая модель (обычно - "модная") из философии, психологии, систем автоматического управления, менеджмента и т.п. и вдумчивая ТРИЗ-работа заменяется попыткой привязать эту модель к ТРИЗ, как бы сказал В.И. Ленин, с помощью "пары фокуснических фраз".
В перечисленных случаях стратегически более правильный путь: разработка новых моделей.
Надо признать: порог входа в профессиональный ТРИЗ достаточно высок.
КОНТАКТ с АВТОРОМ:
И.Л. Викентьев
тел./факс: (812) 571-27-27, 970-27-27
e-mail: info@triz-chance.ru
Примечание:
См. также фрагменты из работ Г.С. Альтшуллера на темы:
- Типовые ошибки в изучении творчества
- Выполнение новых разработок по ТРИЗ
- Оценка разработок по ТРИЗ
в бесплатно распространяемой электронной книге
"Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы".
Информация о ближайших новых Встречах с Читателями портала VIKENT.RU:
Творческие личности - Принципы творчества - Методики креатива:
- в
Москве;
- в
Санкт-Петербурге.
Вернуться к списку статей
|