Модели представления знаний, эвристические алгоритмы, компьютер и творчество
|
|
Из баз данных программ-консультантов разработки ''ТРИЗ-ШАНС''
|
|
Принцип компании IBM: "Машина должна работать, человек - думать".
Шахиджанян В., Мне интересны все люди..., М., "БИНОМ", 1998 г., с. 46.
"До Гутенберга в Европе существовало около 30 000 книг, почти все Библии или комментарии к ним. А к 1500 году насчитывалось уже более 9 миллионов книг на самые разнообразные темы. Они влияли на политику, религию, науку и литературу. Впервые доступ к письменной информации получили и те, кто не принадлежал к церковной элите".
Билл Гейтс, Дорога в будущее, М., Издательский отдел "Русская редакция" ТОО "Channel Trading Ltd.", 1996 г., с. 9.
"Настоящая опасность не в том, что компьютеры начнут думать как люди, а в том, что люди начнут думать как компьютеры".
Сидни Дж. Хэррис, цитируется по: Стивен Дж. Хок и Говард Ч. Кунрютер, Уортон о принятии решений, М., "ИК Аналитика", 2005 г., с. 90.
Примечание: на что люди способны без компьютеров - см. здесь.
"Кто работает в одиночку - создает документы, проверяет новые идеи, - с помощью персонального компьютера может делать это гораздо лучше. Один из луддитов (участники движения конца восемнадцатого века, выступавшие против внедрения машин) вполне мог спросить: "Разве улучшился бы почерк у Черчилля, пользуйся он текстовым процессором? Или Цицерон стал бы от этого красноречивее, выступая в римском Сенате?" Критики подобного толка почему-то считают: раз гении прошлых эпох обходились без современных инструментов, значит, еще неизвестно, усилят ли творческий потенциал человека более качественные инструменты. Конечно, насколько персональные компьютеры помогают художнику, вопрос пока спорный, но то, что они повышают эффективность деловых процессов, - совершенно очевидно. Возьмем обычного репортера. История знает многих талантливых журналистов, но проверять факты и передавать материалы в редакцию сегодня гораздо легче, чем раньше; кроме того, появилась возможность поддерживать электронную связь с источниками новостей, редакторами и даже читателями".
Билл Гейтс, Дорога в будущее, М., Издательский отдел "Русская редакция" ТОО "Channel Trading Ltd.", 1996 г., с. 142.
"- Как вы все успеваете? Наверное, сказывается ваша технологическая продвинутость? Вы ведь давно играете во всякие компьютерные игрушки.
- Это трудно назвать игрушками. Компьютерные достижения последних лет перевернули всю композиторскую технику. То, на что требовались месяцы, теперь можно сделать за неделю!
- А легкого дыхания, непосредственности они не лишают?
- Только помогают. Представьте себе, я могу моделировать тембры Венского симфонического оркестра. И сразу же вживую слышать сочиненную музыку в этих тембрах. Это же фантастика! Именно так я услышал свое последнее сочинение - Пятую симфонию, до того как в мае она прозвучала на фестивале "Черешневый лес".
Сизенко Е., Композитор Алексей Рыбников: "Авось" не потонет (интервью), журнал "Итоги", 2005 г., N 29, c. 58.
"В прошлом году английские ученые из Университета Лидса продемонстрировали программу, которая самостоятельно изучила правила игры в шашки, наблюдая за людьми. Агентство перспективных военных исследований (DARPA) при Минобороны США недавно объявило о завершении первого этапа работ по созданию системы, способной "вдумчиво" читать. Ее прототип сумел пройти несложный IQ-тест. Кажется, еще чуть-чуть - и мыслящие машины перестанут быть фантастикой. За 10 лет DARPA планирует потратить на разработку искусттвенного интеллекта около $8 млрд. ЕС на эти цели выделил 2 млрд. евро на пять лет. Примерно столько же собираются вложить Япония и Южная Корея. Остается лишь понять, зачем человечеству искуственный интеллект. [...] Вторая проблема куда сложнее. У "чистого разума" не будет мотивов для сотрудничества со своими создателями. Поступками человека управляют эмоции, которые связаны с химической природой его реакций. Машина - это набор электрических сигналов. Если она и впрямь разумна - то есть способна к самоанализу, она рано или поздно задастся вопросом "А зачем это всё?". Лучше всех эту проблему описал Станислав Лем в романе "Голем XIV": "...газеты злорадно писали, что авторы проекта "Абсолютный Победитель" даже чересчур преуспе-ли: искусственный разум поднялся выше уровня своих создателей. За 276 миллиардов долларов военные обзавелись группой световых философов, которые их презирали".
Грановский Ю., Игры чистого разума, журнал "SMARTMONEY", 2006 г., N 7, с. 80.
"Английскому математику Шэнксу потребовалось около 15 лет работы, чтобы вычислить число π до 707-го знака, а электронная машина меньше чем за сутки высчитала его до 2048-го знака. Электронная память по всем качествам, вплоть до готовности ее, несравнимо продуктивнее памяти человека. Она ничего не забывает. Робот может быть сконструирован так, что одновременно одинаково хорошо сможет делать столько дел, сколько надо, а способность человека к распределению внимания весьма ограничена".
5 bsp; Платонов К.К., Занимательная психология, М., "Молодая гвардия", 1986 г., с. 213.
См. также:
Обзорная статья о программах-консультантах
Компьютер и мышление
Алан Тьюринг о компьютерах и творческом мышлении
Вернуться к списку статей, посвященных вопросам творчества
|
|
|