Новости Новости
Статьи и методики Статьи и методики
Семинары по PR Семинары по PR
Литература Литература
Форумы Форумы
Демо-версии Демо-версии
Цены Цены
Комплектация Комплектация
Ваш заказ Ваш заказ
ТРИЗ-ШАНС ТРИЗ-ШАНС
Ссылки Ссылки
Рассылка Рассылка

Подписчиков



Эталонный сайт по ТРИЗ

Экспертные система ТРИЗ-ШАНС

Окрытые методики рекламы и Public Relations


КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ, ПРОИЗВОДСТВА
"ТРИЗ-ШАНС". ПРОГРАММЫ-КОНСУЛЬТАНТЫ

обзорная статья

Викентьев И.Л., Соколов Г.Б.
© Консалтинговая фирма "ТРИЗ-ШАНС", 2002 г.

      Цель данной статьи - рассказать о проблемах, стоявших перед нами, и их решениях, полученных в результате многолетней работы над серией экспертных систем: "Приемы журналистики & public relations", "HeadLiner/Заголовщик", "EХРО: 1001 Рекламоноситель" и рядом других.

     Исходные проблемы

     Исходя из опыта, приобретенного специалистами компании "ТРИЗ-ШАНС" с 1992 г. (более 700 семинаров для бизнесменов, рекламистов, дизайнеров, копирайтеров, специалистов по public relations, политтехнологов, психологов, консультантов и т.п.; сотни бизнес-консультаций; опыт анализа около 2000 рекламных и бизнес-задач, ежемесячно обсуждаемых на крупнейшем в СНГ и Балтии специализированном Internet-форуме http://www.triz-ri.ru/forum), можно утверждать:

  1. В силу нарастающей конкуренции на различных рынках, становится актуальной проблема решения нестандартных (творческих, креативных) задач в области рекламы и public relations (далее - PR) и бизнеса в целом.

  2. Например, результаты работы над проектом "Приемы журналистики & PR", которая длилась 9 лет и включала в себя анализ 12 500 произведений, показывают: выдающиеся русскоязычные авторы используют не более 10 % (максимум - 15 %) из всех известных риторических приемов. Это даже меньше, чем классическое соотношение Вильфредо Парето 80/20. Если переходить на язык живописи, это означает, что используется лишь малая часть палитры: радугу пытаются рисовать всего одним цветом: Пояснение: данный тезис легко проверить самостоятельно - для этого достаточно прочитать подряд 30-40 начал либо концовок публицистических произведений одного автора [3].

  3. Известны различные способы решения проблемы, сформулированной в пункте 1:

    • отказаться от решения нестандартных задач;

    • поступать по аналогии с известными образцами;

    • постараться "вычитать" секрет в книге или найти в Internet;

    • найти и обратиться к узким специалистам по данной задаче;

    • провести "мозговой штурм";

    • пройти повышение квалификации и т.п.

  4. Не отвергая перечисленные выше подходы, нам представляется актуальным использование компьютерных программ-консультантов, которые при наличии

    • доброжелательного,

    • не боящегося компьютера,

    • готового затратить на обучение 1-2 часа

    Пользователя если не гарантируют, то существенно повышают (!) вероятность решения уважаемым Пользователем определенного класса творческих задач (подробнее - см. ниже).

  5. Раскрывая пункт 4., нам хотелось бы упомянуть два эффекта.

     Эффект 10-15% самоограничения поискового пространства. Так, в воспоминаниях оперной певицы Г.П. Вишневской очень сильны именно концовки глав - видно, что хозяйка воспоминаний привыкла сама ставить точки над i и последнее слово всегда принадлежит ей. Другие разделы ее текстов - начало, середина - заметно слабее. Отвлекаясь от конкретных политических задач, признаем: сильна "отстройка от конкурентов" в статьях В.И. Ленина; шикарны повторы в текстах В.В. Жириновского; очень интересны именно "вставные" предложения в телекомментариях А.Г. Невзорова; блестяще работают с ритмом текста М.М. Жванецкий и его предтеча В.М. Дорошевич.

     Мы полагаем, что причина здесь не в особенностях конкретных людей или их обучении, а в том, что человек вообще склонен тиражировать то, что у него хорошо получилось. Так, спортсмены-борцы устойчиво используют всего несколько "коронных приемов" из своего арсенала; на персональных выставках художников, фотографов видны те несколько "ходов", которые разрабатывает автор; на серии спектаклей или фильмов - заметны любимые находки режиссера и актеров...

     Эффект 10-15% ограничения хорош и понятен в рамках так называемого "личного мнения", "собственного стиля" и явно сужает возможности при решении проблем, выходящих за эти рамки.

     Второй эффект - принципиальная многомерность объекта изучения. Не смотря на то, что ежемесячно издается несколько книг по риторике, рекламе и PR, на практике достаточно трудно воспользоваться их советами. Одна из предполагаемых причин - по нашему мнению - принципиальная невозможность описания на страницах книги таких многомерных явлений, как эффекты языка, конфликты между сотрудниками на фирме и т.п. Поэтому нам пришлось создать свою многомерную классификацию, включающую сотни приемов рекламы, журналистики и public relations. [2], [4].

     Далее кратко расскажем об основных наших разработках и решаемых ими классах задач.

     Достигнутые результаты


Программа-консультант "Приемы журналистики & PR"
(на основе более 12.500 текстов Мастеров журналистики, литературы и рекламы)


Основные классы решаемых задач:

Журналистика

  • Избежать нежелательной Автору ассоциации у Читателя;

  • Подтвердить/ознакомить Читателя с деталями ему ранее известного;

  • Передать Читателю эмоции, страхи, ощущения...

  • Сделать неизвестное Читателю - известным, своим;

  • Получить "эффект новизны" при хорошо известном Читателю Предмете описания;

  • Привлечь внимание Читателя к фрагменту текста;

  • Побудить Читателя осознать свои стереотипы, создать предпосылки к изменению мнения;

  • Спародировать известное Читателю.

Public Relations
  • Спозиционировать Предмет описания;

  • Возвысить Предмет описания;

  • Сделать антирекламу Предмету описания;

  • Сделать "Отстройку от Конкурента";

  • Контрреклама.


Программа-консультант "HeadLiner/Заголовщик"
(на основе анализа более 6000 произведений)


Программа предназначена для создания:

  • заголовков, кратких анонсов;

  • запоминающихся образов, метафор и фраз;

  • слоганов, девизов и эхо-фраз;

  • текстов для наружной рекламы и баннеров; подписей под иллюстрациями;

  • эпиграфов и афоризмов;

Учитывая, что слоганы и заголовки часто являются видоизменением известных выражений, программа также содержит 10 тематических баз данных:

  • пословицы и поговорки русского языка; ;

  • крылатые фразы из мульт- и кинофильмов;

  • изречения из Ветхого и Нового завета;

  • крылатые выражения российских политиков XIX-XX веков;

  • современный жаргон;

  • афоризмы К. Пруткова, Ежи Леца и других уважаемых Авторов.

Страница программы - здесь.


Программа-консультант "EXPO: 1001 Рекламоноситель"

Основные классы решаемых задач:

  • синтез PR-акций и рекламных кампаний;

  • поиск идей для создания выставочных стендов и проведения презентаций;

  • поиск рекламоносителей (особенно новых, нестандартных) и их поставщиков;

  • разработка промоушен-акций;

  • анализ полученной системы решений.

Подробная информация о программе: http://www.triz-chance.ru/expo1001.html


Программа-консультант "Приемы менеджмента" v 6.0
(разработка компании "Intelpart")


Программа предназначена для:

  • работников кадровых служб;

  • руководителей подразделений и фирм, где работает более 10-15 человек;

  • консультантов по управлению;

  • имиджмейкеров;

  • преподавателей ВУЗов, читающих курс "Менеджмент" и т.п.

Решаемые задачи:
  • оперативная (в течение 15-20 минут) оценка Сотрудников, Партнеров, Клиентов, Конкурентов и выявление их сильных и слабых сторон;

  • построение эффективной системы управления в данной ситуации, с учетом "несовершенности" людей.

Важно: оценка проводится заочно, то есть, без согласия оцениваемого. В программе предусмотрены специальные процедуры, фильтрующие субъективность оператора, работающего с программой.
Статья о программе: http://www.triz-chance.ru/manager.html


     Это те результаты, которых удалось добиться нам и нашим коллегам. Все программы относятся к классу "систем поддержки принятия решений" ("Decision Making Support Systems"). Это означает, что они не заменяют человека, а лишь усиливают его возможности. Рекомендуемое начальное обучение перед использованием каждой из экспертных систем составляет 1-2 часа в спокойной обстановке. У каждой из программ уже насчитывается несколько сотен Пользователей. По многочисленным отзывам, эти программы наиболее целесообразно использовать в случаях, когда:

  • Пользователь испытывает творческие затруднения: "не пишется", "нет свежих идей...";

  • задание, либо сам Заказчик, "нелюбимы" Пользователем;

  • специалист прекрасно знает "фактуру" по своей фирме, товарам и услугам, но плохо доносит ее до Клиентов;

  • Пользователю не ясно, как начать, либо как закончить текст или сценарий аудио-, видеоролика;

  • необходимо быстро получить несколько десятков идей для рекламной кампании (хотя бы "на четверку с минусом), чтобы затем выбрать и "дожать" лучшую из них;

  • Пользователь элементарно устал, но вынужден работать при дефиците времени (например, в рекламном отделе или предвыборном штабе).

     Бесплатные версии программ, помогающие при решении некоторых классов задач, можно загрузить здесь: http://www.triz-chance.ru/demo.html

     Возвращаясь к проблеме, зафиксированной в 1-м пункте этих тезисов, нам бы хотелось закончить статью высказыванием первого разработчика ТРИЗ Г.С. Альтшуллера (1924-1998): "...как ни парадоксально, само творческое мышление, его технология, принцип действия, не претерпели качественных изменений. Считалось и до сих пор считается, что только немногие люди от рождения наделены способностью к творчеству. Эти люди упорно размышляют над задачей - и внезапно приходит озарение. Невозможно раскрыть механизм этого процесса, научиться им управлять, сделать его доступным всем... Такой взгляд на творчество поразительно устойчив, он господствует и по сей день".

     Литература:

  1. Альтшуллер Г.С., На пороге 2000 года, "Литературная газета" от 04.01 1984 г.

  2. Викентьев И.Л., Приёмы рекламы и public relations: 215 примеров, 130 учебных задач и 18 практических приложений, СПб, "ТРИЗ-ШАНС" и "Бизнес-пресса", 2001 г., 256 стр.

  3. Викентьев И.Л., Три приема Максима Соколова.

  4. Викентьев И.Л., Методика оценки методик.

  5. Викентьев И.Л., О подготовке исследователей.

  6. Викентьев И.Л., Соколов Г.Б., Системе консалтинговых фирм "ТРИЗ-ШАНС" - 10 лет (обзор ТРИЗ-рынка)

Вернуться к списку статей


Copyright © ООО "ТРИЗ-ШАНС", 2003.
Любое использование текстов и дизайна может
осуществляться лишь с разрешения ООО "ТРИЗ-ШАНС".
Основание: "Закон об авторских правах и смежных правах" PФ и международные нормы.
English
На главнуюПодписка на новостиДилерамФорумыТРИЗ-ШАНСПишите НовостиПодписаться на рассылкуСсылкиТРИЗ-ШАНСВаш заказКомплектацияЦеныДемо-версииФорумыЛитератураСеминары по PRСтатьи