КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ, ПРОИЗВОДСТВА
"ТРИЗ-ШАНС". ПРОГРАММЫ-КОНСУЛЬТАНТЫ
|
|
обзорная статья
|
|
Цель данной статьи - рассказать о проблемах, стоявших перед нами, и их решениях, полученных в результате многолетней работы над серией экспертных систем: "Приемы журналистики & public relations", "HeadLiner/Заголовщик", "EХРО: 1001 Рекламоноситель" и рядом других.
Исходные проблемы
Исходя из опыта, приобретенного специалистами компании "ТРИЗ-ШАНС" с 1992 г. (более 700 семинаров для бизнесменов, рекламистов, дизайнеров, копирайтеров, специалистов по public relations, политтехнологов, психологов, консультантов и т.п.; сотни бизнес-консультаций; опыт анализа около 2000 рекламных и бизнес-задач, ежемесячно обсуждаемых на крупнейшем в СНГ и Балтии специализированном Internet-форуме http://www.triz-ri.ru/forum), можно утверждать:
В силу нарастающей конкуренции на различных рынках, становится актуальной проблема решения нестандартных (творческих, креативных) задач в области рекламы и public relations (далее - PR) и бизнеса в целом.
Например, результаты работы над проектом "Приемы журналистики & PR", которая длилась 9 лет и включала в себя анализ 12 500 произведений, показывают: выдающиеся русскоязычные авторы используют не более 10 % (максимум - 15 %) из всех известных риторических приемов. Это даже меньше, чем классическое соотношение Вильфредо Парето 80/20. Если переходить на язык живописи, это означает, что используется лишь малая часть палитры: радугу пытаются рисовать всего одним цветом: Пояснение: данный тезис легко проверить самостоятельно - для этого достаточно прочитать подряд 30-40 начал либо концовок публицистических произведений одного автора [3].
Известны различные способы решения проблемы, сформулированной в пункте 1:
отказаться от решения нестандартных задач;
поступать по аналогии с известными образцами;
постараться "вычитать" секрет в книге или найти в Internet;
найти и обратиться к узким специалистам по данной задаче;
провести "мозговой штурм";
пройти повышение квалификации и т.п.
Не отвергая перечисленные выше подходы, нам представляется актуальным использование компьютерных программ-консультантов, которые при наличии
Пользователя если не гарантируют, то существенно повышают (!) вероятность решения уважаемым Пользователем определенного класса творческих задач (подробнее - см. ниже).
Раскрывая пункт 4., нам хотелось бы упомянуть два эффекта.
Эффект 10-15% самоограничения поискового пространства. Так, в воспоминаниях оперной певицы Г.П. Вишневской очень сильны именно концовки глав - видно, что хозяйка воспоминаний привыкла сама ставить точки над i и последнее слово всегда принадлежит ей. Другие разделы ее текстов - начало, середина - заметно слабее. Отвлекаясь от конкретных политических задач, признаем: сильна "отстройка от конкурентов" в статьях В.И. Ленина; шикарны повторы в текстах В.В. Жириновского; очень интересны именно "вставные" предложения в телекомментариях А.Г. Невзорова; блестяще работают с ритмом текста М.М. Жванецкий и его предтеча В.М. Дорошевич.
Мы полагаем, что причина здесь не в особенностях конкретных людей или их обучении, а в том, что человек вообще склонен тиражировать то, что у него хорошо получилось. Так, спортсмены-борцы устойчиво используют всего несколько "коронных приемов" из своего арсенала; на персональных выставках художников, фотографов видны те несколько "ходов", которые разрабатывает автор; на серии спектаклей или фильмов - заметны любимые находки режиссера и актеров...
Эффект 10-15% ограничения хорош и понятен в рамках так называемого "личного мнения", "собственного стиля" и явно сужает возможности при решении проблем, выходящих за эти рамки.
Второй эффект - принципиальная многомерность
объекта изучения. Не смотря на то, что ежемесячно издается несколько книг
по риторике, рекламе и PR, на практике достаточно трудно воспользоваться
их советами. Одна из предполагаемых причин - по нашему мнению - принципиальная
невозможность описания на страницах книги таких многомерных явлений,
как эффекты языка, конфликты между сотрудниками на фирме и т.п. Поэтому нам пришлось создать свою многомерную классификацию, включающую сотни приемов рекламы, журналистики и public relations. [2], [4].
Далее кратко расскажем об основных наших разработках и решаемых ими классах задач.
Достигнутые результаты
Программа-консультант "Приемы журналистики & PR"
(на основе более 12.500 текстов Мастеров журналистики, литературы и рекламы)
Основные классы решаемых задач:
Журналистика
Избежать нежелательной Автору ассоциации у Читателя;
Подтвердить/ознакомить Читателя с деталями ему ранее известного;
Передать Читателю эмоции, страхи, ощущения...
Сделать неизвестное Читателю - известным, своим;
Получить "эффект новизны" при хорошо известном Читателю Предмете описания;
Привлечь внимание Читателя к фрагменту текста;
Побудить Читателя осознать свои стереотипы, создать предпосылки к изменению мнения;
Спародировать известное Читателю.
Public Relations
Спозиционировать Предмет описания;
Возвысить Предмет описания;
Сделать антирекламу Предмету описания;
Сделать "Отстройку от Конкурента";
Контрреклама.
Программа-консультант "HeadLiner/Заголовщик"
(на основе анализа более 6000 произведений)
Программа предназначена для создания:
заголовков, кратких анонсов;
запоминающихся образов, метафор и фраз;
слоганов, девизов и эхо-фраз;
текстов для наружной рекламы и баннеров; подписей под иллюстрациями;
эпиграфов и афоризмов;
Учитывая, что слоганы и заголовки часто являются видоизменением известных выражений, программа также содержит 10 тематических баз данных:
пословицы и поговорки русского языка; ;
крылатые фразы из мульт- и кинофильмов;
изречения из Ветхого и Нового завета;
крылатые выражения российских политиков XIX-XX веков;
современный жаргон;
афоризмы К. Пруткова, Ежи Леца и других уважаемых Авторов.
Страница программы - здесь.
Программа-консультант "EXPO: 1001 Рекламоноситель"
Основные классы решаемых задач:
синтез PR-акций и рекламных кампаний;
поиск идей для создания выставочных стендов и проведения презентаций;
поиск рекламоносителей (особенно новых, нестандартных) и их поставщиков;
разработка промоушен-акций;
анализ полученной системы решений.
Подробная информация о программе: http://www.triz-chance.ru/expo1001.html
Программа-консультант "Приемы менеджмента" v 6.0
(разработка компании "Intelpart")
Программа предназначена для:
работников кадровых служб;
руководителей подразделений и фирм, где работает более 10-15 человек;
консультантов по управлению;
имиджмейкеров;
преподавателей ВУЗов, читающих курс "Менеджмент" и т.п.
Решаемые задачи:
оперативная (в течение 15-20 минут) оценка Сотрудников, Партнеров, Клиентов, Конкурентов и выявление их сильных и слабых сторон;
построение эффективной системы управления в данной ситуации, с учетом "несовершенности" людей.
Важно: оценка проводится заочно, то есть, без согласия оцениваемого. В программе предусмотрены специальные процедуры, фильтрующие субъективность оператора, работающего с программой.
Статья о программе: http://www.triz-chance.ru/manager.html
Это те результаты, которых удалось добиться нам и нашим коллегам. Все программы относятся к классу "систем поддержки принятия решений" ("Decision Making Support Systems"). Это означает, что они не заменяют человека, а лишь усиливают его возможности. Рекомендуемое начальное обучение перед использованием каждой из экспертных систем составляет 1-2 часа в спокойной обстановке. У каждой из программ уже насчитывается несколько сотен Пользователей. По многочисленным отзывам, эти программы наиболее целесообразно использовать в случаях, когда:
Пользователь испытывает творческие затруднения: "не пишется", "нет свежих идей...";
задание, либо сам Заказчик, "нелюбимы" Пользователем;
специалист прекрасно знает "фактуру" по своей фирме, товарам и услугам, но плохо доносит ее до Клиентов;
Пользователю не ясно, как начать, либо как закончить текст или сценарий аудио-, видеоролика;
необходимо быстро получить несколько десятков идей для рекламной кампании (хотя бы "на четверку с минусом), чтобы затем выбрать и "дожать" лучшую из них;
Пользователь элементарно устал, но вынужден работать при дефиците времени (например, в рекламном отделе или предвыборном штабе).
Бесплатные версии программ, помогающие при решении некоторых классов задач, можно загрузить здесь: http://www.triz-chance.ru/demo.html
Возвращаясь к проблеме, зафиксированной в 1-м
пункте этих тезисов, нам бы хотелось закончить статью высказыванием первого
разработчика ТРИЗ Г.С. Альтшуллера (1924-1998): "...как ни парадоксально, само творческое мышление, его технология, принцип действия, не претерпели качественных изменений. Считалось и до сих пор считается, что только немногие люди от рождения наделены способностью к творчеству. Эти люди упорно размышляют над задачей - и внезапно приходит озарение. Невозможно раскрыть механизм этого процесса, научиться им управлять, сделать его доступным всем... Такой взгляд на творчество поразительно устойчив, он господствует и по сей день".
Литература:
Альтшуллер Г.С., На пороге 2000 года, "Литературная газета" от 04.01 1984 г.
Викентьев И.Л., Приёмы рекламы и public relations: 215 примеров, 130 учебных задач и 18 практических приложений, СПб, "ТРИЗ-ШАНС" и "Бизнес-пресса", 2001 г., 256 стр.
Викентьев И.Л., Три приема Максима Соколова.
Викентьев И.Л., Методика оценки методик.
Викентьев И.Л., О подготовке исследователей.
Викентьев И.Л., Соколов Г.Б., Системе консалтинговых фирм "ТРИЗ-ШАНС" - 10 лет (обзор ТРИЗ-рынка)
Вернуться к списку статей
|
|
|