Новости Новости
Статьи и методики Статьи и методики
Семинары по PR Семинары по PR
Литература Литература
Форумы Форумы
Демо-версии Демо-версии
Цены Цены
Комплектация Комплектация
Ваш заказ Ваш заказ
ТРИЗ-ШАНС ТРИЗ-ШАНС
Ссылки Ссылки
Рассылка Рассылка

Подписчиков



Эталонный сайт по ТРИЗ

Окрытые методики рекламы и Public Relations

О творческой работе, деятельности

Из баз данных программ-консультантов разработки ''ТРИЗ-ШАНС''

     "Считаю, однако, своим долгом добавить, что я не думаю, будто удачные художественные произведения создаются в "часы досуга".

     Диккенс Ч., Письмо к неизвестной корреспондентке от 27 дек. 1866 г., Собрание сочинений в 30-ти томах, М., 1957-1963 г.г., том 30, с. 206.


     Автор термина "метод проб и ошибок" американский психолог Эдуард Торндайк: "Интеллект - это то, чем Платон, Аристотель и Фукидид отличались от афинских идиотов своего времени".

     Цитируется по изданию: Кроль В. М., Психология и педагогика, М., "Высшая школа", 2006 г., с. 90.


     "Большое заблуждение, будто Андрей Рублев писал иконы. Существовал Строгановский лицевой подлинник, толстенная книга, где на пятистах листах были нанесены контуры всех икон и всех библейских сюжетов. Это было канонизировано. Иконописец брал и только раскрашивал заготовку".

     Невзоров А.Г., Поле чести, СПб, "Международная издательская корпорация", 1995 г., с.76-77.


     "Не в том дело, что люди не могут увидеть решение, - дело в том, что они обычно не могут увидеть проблему..."

     Г.К. Честертон, цитируется по: Клейман Н., Проблема Эйзенштейна, в Кн. Эйзенштейн С.М., Метод, том 1, М., "Музей кино" и "Эйзенштейн-центр", 2002 г., с. 5.


     "Не бойтесь совершенства. Вам его не достичь. Тем более, что в совершенстве нет ничего хорошего".

     Сальвадор Дали, Тайная жизнь написанная им самим, М., "СВАРОГ и К", 1998 г., с. 435.


     Рассказывает переписчик произведений Л.Н. Толстого:

     "- Некоторые произведения приходилось переписывать не раз, не три, но десятки раз. Лев Николаевич брал страницы с машинки, вновь и вновь правил написанное, иногда почти ничего не оставляя от прежнего. Над зачеркнутыми строками писал новые, потом все возвращал на машинку. Его предисловие для книги "Пути жизни" пришлось перепечатывать более шестидесяти раз. Не помню уж, сколько раз переписывалась его знаменитая статья "Не могу молчать". Иные его рукописи подвергались переработкам до ста раз..."

     Беленький С.М., Цитируется по книге: Поляновский М.Л., Остановись, мгновение..., М., "Советская Россия", 1968 г., с. 72.


     "Произведение искусства не пробуждает во мне никаких чувств. Глядя на шедевр, я прихожу в экстаз от того, чему могу научиться. Мне и в голову не приходит растекаться в умилении".

     Сальвадор Дали, Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себе и обо всем прочем, М., "СВАРОГ и К", 1998 г., с. 375.


     Художник В. А. Серов: "Надо прятать от зрителя затраченный труд".

     Цитируется по книге: Бучкин П. Д., О том, что в памяти. Записки художника, Л., 1963 г., с. 61.


     И. Бунин - В. Катаеву: "Если у вас в данное время нет никакой темы, идеи, то пишите просто обо всем, что увидите. Бежит собака с высунутым языком, - сказал он, посмотрев в окно, - опишите собаку. Одно, два четырехстишия. Но точно, достоверно, чтобы собака была именно эта, а не какая-нибудь другая".

     Катаев В., Трава забвенья, Собрание сочинений в 9-ти томах, М., 1968-1972 г.г., том 9, с. 268.


     "Как-то Маршак - он был тогда уже пожилым человеком - сказал молодому писателю, который жаловался, что опускаются руки, когда знаешь, что все равно ничего не удастся напечатать: "Вы не правы, голубчик. Надо собирать хворост. Никто не знает, когда ударит молния. Но если не заготовить хворост, никакая молния не разожжет костер".

     Журнал "Экран", 1993 г., N 2, с. 44.


     "Станиславский учил: если играешь скупого, то ищи, где он щедр, взявшись за злого, открой у него минуту доброты, иначе - штамп, условность".

     Козинцев Г.М., Пространство трагедии, Л., "Искусство", 1973 г., с. 207.


     "На диспут «Леф или блеф» в клуб 1-го МГУ Маяковский вместе с Шкловским и кем-то еще пришел пораньше, прошелся по сиене, поднял для чего-то табуретку в воздух, опустил. Вышел на авансцену к залу, ещё не полному. Еще шли по проходам, усаживались, двигали стульями.

     Маяковский крикнул что-то. Зал затих.

     — Ну что же, давайте начинать!

     — Давайте, давайте.

     — Да как начинать. От Лефа-то явились, а вот от блефа-то нет...

     Хохот, аплодисменты.

     Двадцатые годы были временем ораторов. И Маяковский был оратором не из последних. Оратором особого склада, непохожим на других. Это был «разговор с публикой» —так это называлось. Фейерверк острот, далеко не всегда удачных. Говорили, что остроты потоньше заготовлены заранее, а те, что погрубее, похамоватее, сочинены на месте.

     Я не вижу в этом большого греха, зная, как много значения придавал Маяковский «звуковой» стороне своих выступлений. Отсюда и пресловутые «лесенки», исправляющие недочеты слога. По собственным словам Маяковского, такую строку, как «шкурой ревности медведь лежит когтист», только лесенка и спасает.

     В том, что заготовку острот Маяковский делал частью своей литературной и общественной деятельности, тоже нет ничего плохого. Заготовка острот была вполне в духе того эпатажа, которым всю жизнь занимался Маяковский. Но записки не были фальшивыми, то есть заготовленными или подобранными заранее. Обывательский интерес столь ограничен, а глупость столь разнообразна, что возможности острить на каждом вечере у Маяковского были почти неограниченны. Большое количество стихов Маяковского печаталось в профсоюзных журналах — их была тогда бездна, и размешены были они во Дворце труда на Солянке, в бывшем Институте благородных девиц, воспетом Ильфом и Петровым в «12 стульях». В герое «Гаврилиады» легко узнавался Маяковский".

     Варлам Шаламов, Воспоминания М., «АСТ», «Астрель», 2003 г., с. 42-43.


     "Исследователь А.С. Данилов подсчитал, что за всю историю среди людей было около 4000 гениев, 120 000 крупных талантов, 150 000 более-менее способных людей. Всего... Эти данные получены при анализе энциклопедий и справочников. Причем в этот список попали и признанные гении и известные преступники. Последняя цифра получена при учете всех литературных, сказочных и фольклорных героев. По оценкам демографов, за время существования человечества на Земле жило около 80 миллиардов человек (сейчас чуть более 5 миллиардов). Подсчитаем "КПД человечества по гениям и талантам":

     КПД = (154 000 + 120 000) : 80 000 000 000 = 0, 000 00034

     Увы, это даже несравнимо с КПД старенького паровоза... По-человечески обидно: несколько творческих личностей на миллион - это уровень флуктуаций, шума, игры случая".

     Беpeзинa В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю., Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель, СПб, Издательство Буковского, 1995 г., с. 3.


     "Нельзя писателю копаться в самом себе...
     Писатель живёт чужими страстями...
     Писать - как лепить. Сначала - глыба глины, её разминаешь лопатой и скребком, потом первые намё-ки будущих форм, вместо скребка уже руки в ходу. Формы уточняются, уточняются, из верхнего шара вы-является голова, из нижней массы очертания ног. И вот - тончайшие движения души проступают на лице, складки, жёсткость рта и властного лба намечаются всё точнее и тоньше.
     И наступает момент, когда ноздри начинают ды-шать, складки - морщиться, руки - сжиматься в ку-лаки, глаза - смотреть тяжело и пристально. В этот момент глыба становится скульптурой, тема - пьесой...
     Написал строчку - получилось хорошо; разбавив строчку ещё двумя фразами для усиления - вышло. скверно...
     Не ждать вдохновения, а упорно прояснять горизонты и работать......
     Плох драматург, который не в состоянии создавать затруднительные положения...
     Пишу я запоем... сяду ночью в час-два, когда все улягутся, - и до восьми утра не встаю... не могу, все хочется описать, чему был свидетелем...
     Роман надо начать сразу, нахально, так, чтобы у чи-тателя в печёнках заныло от интереса...
     Писатель больше композитор, чем репортёр... Пиши и не останавливайся, не думай, что уже мно-го и длинно, высказывайся весь, говори длинными фразами, философствуй, аргументируй, пиши тракта-ты в диалогах - всё это потом уложится и сократится, останется только плоть и кровь живого тела пьесы...
     Писать сценарий после пьесы - всё равно, что кра-сить стену после писания картин, править парой во-лов после управления аэропланом, ходить в трусах по-сле фрака...
     Уметь надо влезть в чувства каждого, кого описыва-ешь, и попереживать за него, поверить, что и он стра-дает и возмущается тобой искренне, как ты - им. Без этого не поймёшь ничего в людях. А этого нельзя сде-лать, не став несколько над людьми... не поняв их движущих стремлений...
     Если б искусство писателя состояло в умении на-блюдать людей - самыми лучшими писателями были бы доктора и следователи, учителя и проводники ва-гонов, секретари парткомов и полководцы. Однако - этого нет. Потому, что искусство писателя заключает-ся в умении наблюдать себя...
     Можно писать хорошо с сознанием, что мог бы на-писать лучше. Надо писать с сознанием, что другие, может быть, смогут написать лучше, но ты сделал всё, что ты был в силах".

     А. Афиногенов, цитируется по: Энциклопедия литературного труда: Мысли о литературе и о литераторах / Авт.-сост. К.С. Миронов, М., "Просветитель", 2000 г., с. 31-33.


     Тест апперцептивный тематический (TAT) - одна из проективных методик, относящаяся к группе методик интерпретации. Был впервые описан в 1935 г. сотрудником Гарвардской психологической клиники Г. Мерреем как методика экспериментального изучения фантазии. Является средством выявления доминирующих потребностей, конфликтов и актуальных эмоциональных состояний невротической личности.

     "ТАТ состоит из стандартного набора таблиц с изображением достаточно неопределенных ситуаций. Каждая таблица, по замыслу авторов, предполагает актуализацию переживаний определенного типа или отношений к определенным ситуациям и допускает неоднозначную интерпретацию; специально выделяются таблицы, провоцирующие суицид, агрессию, сексуальную перверсию, доминирование - подчинение, сексуальные и семейные конфликты и т. д. Часть таблиц предъявляется только мужчинам или только женщинам; есть таблицы для подростков. Испытуемому предъявляется набор из 20 таблиц.

     Исследование проводится в два сеанса с интервалом не более одного дня. Очень важна спокойная, дружелюбная атмосфера. Начинать работу рекомендуется с какой-либо простой проективной методики, например рисования на заданную тему. Об испытуемом должны быть известны основные сведения: семейное и социальное положение, образование, профессия. Таблицы обычно предъявляются с 1-ю по 10-ю,- в первый день, и с 11-й по 20-ю - во второй. При первом сеансе дается стандартная инструкция, допускающая незначительные вариации в соответствии с культурным уровнем и возрастом испытуемого. Согласно инструкции, следует придумать рассказ по каждой картине: что происходит, какие события привели к этой ситуации, каким будет ее исход, каковы чувства и мысли персонажей. Во втором сеансе напоминается содержание инструкции и дается указание, что теперь рассказы должны быть более драматичными - нужно дать волю фантазии. В числе таблиц есть и пустая: требуется вообразить и описать в деталях какую угодно картину, а после придумать по ней рассказ.

     При исследовании замечается время - как от момента предъявления таблицы до начала рассказа, так и общее, затраченное на таблицу. Фиксируются все длинные паузы, оговорки, грамматические ошибки, своеобразные выражения и пр. При тестировании могут встречаться определенные технические трудности, связанные, например, с забыванием пунктов инструкции. После исследования производится опрос, основная цель которого - получение дополнительных сведений об испытуемом и об источниках тех или иных сюжетов, а также неувязок, оговорок и т. д.
     Анализ результатов. Проводится в соответствии с поставленными задачами ТАТ. Анализ начинается с нахождения "героя" сюжета, с которым испытуемый в той или иной мере идентифицирует себя. Следующий этап состоит в определении важнейших характеристик героя. Затем все выявленные потребности ранжируются по пятибалльной системе. Наконец, составляется список потребностей и соответствующих давлений.
     При анализе ТАТ создается своеобразный портрет героя: каковы его доминирующие желания, потребности, чувства; каким воздействиям он подвергается, активен он или пассивен при взаимодействиях с миром, возможно ли удовлетворение его потребностей; добивается ли он успеха или склонен к фрустрации; каковы его ценности, что составляет его мировоззрение, имеются ли антисоциальные поступки и т. п.
     Следует учитывать, что рассказы испытуемого всегда, за исключением случаев грубой патологии, оказываются смесью фантазийной продукции и сюжетов-клише - продуктов защитных механизмов. Как клише может выступать все, что реально не переживалось индивидом и не является его аффективным опытом: литературные, кинематографические сюжеты и т. д. К тому же некогда реально пережитое со временем теряет значимость и аффективную окрашенность и становится едва отличным от клише. Напротив, некоторые литературные сюжеты или жизненные перипетии других людей настолько затрагивают чувства испытуемого, что перестают быть просто усвоенными клише. Все это требует особой чувствительности экспериментатора к любым проявлениям индивидуального стиля испытуемого.
     Для диагностики, по-видимому, наиболее информативны отклонения от клише, в которых больше всего проявляются реальные или воображаемые отношения, чувства и поступки, чрезвычайно значимые для испытуемого. Но и в них личностно значимая информация может маскироваться защитными механизмами. Выявить ее помогает анализ формальных характеристик построения рассказа, а также индивидуальные особенности речи и экспрессии, необычные темы или даже едва заметные модификации клише.

     Формальные характеристики содержания рассказа:

     Их определяют, абстрагируясь от текста, в зависимости от того, что исследователь ищет в рассказе, каким образованиям личности релевантно содержание рассказа. Выделяются следующие категории:

     1) эмоциональный фон - чувства и переживания, возникающие у испытуемого; здесь возможна не только идентификация с персонажем, но и солидаризация, оппозиция;
     2) персонажи - ими могут быть либо представители самого испытуемого, либо значимые другие;
     3) стремления и установки - динамические тенденции, показатели основных мотивов личности, определяемые по характеристике персонажей, с которыми идентифицирует себя испытуемый;
     4) препятствия или барьеры - обнаруживаются в виде мыслей и чувств основного персонажа или окружающих, в виде реальных действий других или социальных норм, препятствующих реализации стремлений.

     Некоторые формальные показатели при анализе рассказа:

     1) формальное следование инструкции - это может выражать уход от тем, связанных с конфликтными переживаниями;
     2) строго ригидное соблюдение инструкции - свидетельство повышенной ригидности испытуемого;
     3) излишняя детализация рассказа может указывать на повышенную тревожность, встречается у истероидов;
     4) игнорирование некоторых пунктов инструкции: в случае отсутствия "прошлого" или "будущего" это может быть признаком существования конфликтных переживаний в прошлом или ожидания неблагополучия в будущем;
     5) отказ - в начале эксперимента это может свидетельствовать, что инструкция не понята или же отсутствует контакт с психологом; отказ от определенных картин говорит об особой значимости провоцируемых ими сюжетов;
     6) неупоминание отдельных частей или деталей картины обычно указывает, что ассоциации, вызываемые этими деталями, вызывают тревогу;
     7) введение дополнительных деталей или персонажей почти всегда показывает особую значимость и близость данной темы;
     8) перцептивные искажения - неправильное или искаженное восприятие каких-то деталей картины, свидетельствующее о глубоких конфликтах;
     9) восприятие картины как рисунка, фотографии, кадра из фильма - может иногда рассматриваться как своеобразное отстранение от травмирующей тематики рассказа.

     Интерпретация

     Существует около двух десятков схем интерпретации ТАТ, различающихся категориями анализа рассказов и параметрами личности, исследуемыми с помощью ТАТ. Лишь некоторые из них используются в клинико-диагностических целях, а не в экспериментальных; бывает и так, что психологами-практиками заимствуются разные пункты из разных систем".

     Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В., Новейший психологический словарь, Ростов-на-Дону, "Феникс", 2005 г., с. 667-670.


См. также: Викентьев И.Л., О подготовке исследователей


Проект VIKENT / ВИКЕНТ - изучение гениальности и талантливости

Видео: И.Л. Викентьев о типовых 10 ошибках в постановке творческих / креативных целей

Видео: И.Л. Викентьев и средствах достижения творческих / креативных целей

Вернуться к списку статей, посвященных вопросам творчества


Copyright © ООО "ТРИЗ-ШАНС", 2003.
Любое использование текстов и дизайна может
осуществляться лишь с разрешения ООО "ТРИЗ-ШАНС".
Основание: "Закон об авторских правах и смежных правах" PФ и международные нормы.
English
На главнуюПодписка на новостиДилерамФорумыТРИЗ-ШАНСПишите НовостиПодписаться на рассылкуСсылкиТРИЗ-ШАНСВаш заказКомплектацияЦеныДемо-версииФорумыЛитератураСеминары по PRСтатьи