Мифы о создании новых и качественных тренингов, семинаров и консалтинговых продуктов
Миф-1: Мы - Профессионалы с Большой буквы!
Молчаливо подразумевается, что собственная тренингово-консалтинговая квалификация высока, либо, как минимум, "на уровне". В доказательство обычно приводятся: стаж, звания, дипломы, но НЕ открыто и независимо проверяемые достижения.
ПРИМЕР. "Игорь Леонардович, на Ваш взгляд, насколько цивилизованным стал сейчас рынок тренинговых и консультационных услуг в нашей стране? Я имею в виду соотношение тренеров-"шаманов" и тренеров-профессионалов?
- Есть известное соотношение Вильфредо Парето: 80 на 20. У меня накопилось немало экспериментальных данных, указывающих на то, что в интеллектуальных профессиях оно смещается в сторону 90 на 10. Первая цифра приходится, увы, на "шаманов". Чтобы не выглядеть голословным... В июле-августе 2006 года я проработал около 2 тыс. русскоязычных статей, посвященных краткосрочному образованию, тренингам и семинарам. И вот вывод: примерно 93-95% авторов бизнес-тренеров и консультантов плохо понимают то, о чем пишут; их работы находятся на уровне скачанных из Интернета рефератов студентов III-IV курса. Конечно, в стране есть и 5-7% бизнес-тренеров, которые разбираются в бизнесе, знают первоисточники, плюсы и минусы разных подходов, имеют ряд так или иначе решенных бизнес-задач. Я говорю не о высоком мастерстве, а о нормальном, крепком профессионализме. Рискну предположить, что потихоньку рынок дойдет до такого уровня: 10% профессионалов и 90% "всех остальных". Замечу, что такую же оценку рынка дал и руководитель Международного института менеджмента Дмитрий Владимирович Димитриев на VII-й Рождественской Конференции бизнес-тренеров и консультантов, состоявшейся в декабре 2006 г. в Санкт-Петербурге.
Хочу сразу предупредить: это моя точка зрения. И, естественно, никто не обязан разделять ее. Любой человек вправе верить в рекламные декларации тренинговых компаний и даже попытаться ответить себе на вопрос: "А почему наши бизнес-тренеры еще не получают каждый год несколько Нобелевских премий по экономике?.." [...]
Из перспективных направлений, в которые мы сами верим и которыми занимаемся, могу назвать:
- Стратегическое направление № 1: Умение достаточно быстро войти в новую предметную область, выявить ее закономерности различного уровня. Лозунг направления: "Новая наука / дисциплина на заказ".
- Стратегическое направление № 2: Умение максимально быстро и без вредных последствий передать выявленные закономерности учащимся. Причем, как правило, несовершенным учащимся, а не только тем, кто приходит в бар с томиком Гегеля..."
Аксенов Дмитрий, фрагмент интервью с И.Л. Викентьевым, место первой публикации - журнал "Тренинги в бизнесе", 2007 г., N 3, с. 14-15, 16.
Миф-2: Создание нового продукта - это всегда так уникально-индивидуально, а не технологично и технология здесь просто невозможна!
Как правило, подобные мифы разделяют начинающие, не сделавшие ни одной разработки - см. подробнее материал о разработках в области ТРИЗ-технологий.
Миф-3: У нас есть супер-эффективные методики!
К сожалению, в большинстве случаев за постоянными рекламными декларациями, облаченными во множество "умных слов", стоит фактическое отсутствие работоспособных и дающих неочевидные решения бизнес-методик - даже для очень простых задач… См. анализ принятия решений - 143 решения, присланных бизнес-тренерами и бизнес-консультатами СНГ на конкурс по решению бизнес-задач…
Миф-4: Новые разработки НЕ нужно делать!
За этим мифом следуют различные самооправдания: новые разработки быстро устареют, их непременно украдут, всё новое - хорошо забытое старое и т.п. - и обычно это сочетается с отсутствием собственных значимых творческих достижений. Часто самооправдания звучат не в терминах рынка, бизнес-процессов компании, нарастающий конкуренции, а в психологически-бытовых терминах: "Да, если Я захочу - быстро сделаю!" и т.п.
Миф-5: Новую и качественную разработку для Специалистов (!) можно сделать
простым путем:
- применением 2-х-3-х модных "фишек" / "мулек" / фраз;
- замены названия, придумывания завлекательного бренда;
- компиляции из заёмных, чужих материалов;
- и вообще: "А давайте поиграем в топ-менеджеров!"
Что такое бизнес-креатив / креативность
Программа Мастер-класса И.Л. Викентьева:
"Создание новых качественных семинаров / тренингов,
консалтинговых продуктов"