© И.Л. Викентьев, Г.Б. Соколов, Система "ТРИЗ-ШАНС", 2002 г.
Глава 23 из книги И.Л. Викентьева 
"Приемы рекламы и Public Relations. Программы-консультанты"
Аналоги ТРИЗ? Основные идеи ТРИЗ... А когда ТРИЗ не работает? Что значит "заниматься ТРИЗ"? Каковы доводы против ТРИЗ? "ТРИЗ" и "ТРИЗ-ШАНС": в чем общее, в чем отличие?
     Данное интервью создавалось долго. Как и для чего создавалось? Это было общение в ходе обучения, выполнения совместных проектов, текущая научно-деловая переписка и т. п. Осознав, что "скоро нам 10 лет", мы засели за накопившиеся материалы, исключая интересные, но боковые ветви, сводя пространные диалоги в компактные таблицы, делая нужные гиперссылки… Благодарим С. В. Сычева за помощь в работе над материалом. 
     Соколов Г. Б.: Автор ТРИЗ Г.С.Альтшуллер основным своим достижением считал понимание того, что можно и нужно "изобрести способ изобретать". Это действительно было сделано впервые?
     Викентьев И. Л.: Легче всего ответить на этот вопрос, обозначив проблематику. По меньшей мере, с первой четверти XX века стало понятно: необходимо отвечать на вызовы времени и стабильно вырабатывать новые решения, идеи. Причем это случилось не в результате "высокого духовного совершенствования", а в силу грубой конкуренции: людей, фирм, стран, военных блоков и т. п. Так, в настоящее время в Кремниевой Долине фирма средних размеров, занимающаяся вложением капитала, получает в год около 5000 бизнес-планов, а в США в целом в год открывается не менее 600 000 фирм. 
     Невзирая на заявления и обещания философов, логиков, педагогов, психологов и т. п., им не удалось построить методики, если не гарантирующей, то хотя бы резко увеличивающей вероятность решения творческих задач. (Естественно, многочисленные декларации рекламного свойства не учитываются). Это утверждение легко проверить: достаточно проработать список литературы, посвященной "Психологии творчества" - он ежегодно публикуются в журнале "Вопросы психологии". 
     Генриху Сауловичу Альтшуллеру (1926-1998 гг.) создать такую методику удалось - это ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Как видно из названия, данная теория в основном была посвящена решению "железных" задач, связанных с конструированием машин и технологией их изготовления. 
     Я считаю, что к моменту появления ТРИЗ в 40-х годах XX века общественная потребность была сформирована, а опыт применения ТРИЗ на Западе позволяет сделать утверждение, что Г. С. Альтшуллеру удалось сделать лучшую методику в области решения технических задач [1-9]. См. также http://www.altshuller.ru
     Соколов Г. Б.: Пожалуй, за последние 150 лет наибольший опыт классификации и оценки новых идей накоплен у патентоведов. Поэтому начнем с их традиционного вопроса: каковы известные аналоги ТРИЗ? 
     Викентьев И. Л.: Как я уже сказал, необходимость производства новых идей возникла не сегодня. Известны различные подходы к решению этой проблемы. Рассмотрим их в виде таблицы, предположив, что перед нами стоит некая насущная задача.
Таблица 1.
  
    | Суть подхода | Недостаток подхода в современных условиях | Достоинство подхода | 
  
    | Не решать проблему! (т.н. "страусиный подход") | Если некий индивидуум не решает проблему, то в конкурентной среде он сам  становится проблемой… Это справедливо по отношению и к личности, и к фирме, и к государству. | Да, небольшая часть проблем, действительно, просто "перегорает" со временем… Но только небольшая. | 
  
    | Принятие решения общим голосованием | Непригодно для поиска качественно новых идей | Пригодно для принятия простых, полуочевидных решений | 
  
    | Ожидание: должна посетить Муза… | Муза капризна и не всегда посещает… 
 (А в частном случае, как говорил Э. Хэмингуей: "Хороший секс с утра исключает хорошую страницу текста…" )
 | Малопонятным образом, Муза все же посещает. Но, увы, не всех желающих… | 
  
    | Вера в лозунг: надо просто родиться талантливым! | Талантливых инженеров, врачей, людей искусства, военных  и т.п. всегда не хватало…
К сожалению, не все проблемы позволяют ждать рождения таланта. 
 Более того - даже попытки целенаправленно формировать творческие способности традиционными методами могут не иметь успеха.[21]
 | Лозунг удобен для оправдания собственной несостоятельности (И. Кант называл подобные оправдания "аргументом ленивого разума"). | 
  
    | Заклинание: надо обратиться к специалистам! | Нельзя путать специалистов эксплуатационщиков - то есть решающих известные задачи известными способами - и специалистов, способных решать качественно новые задачи. 
 Кроме этого, проще не думать, а "спихнуть" принятие решения на некоего "специалиста".
 | Подход частично верен, если есть "специалисты по проблеме". | 
  
    | Усиление предыдущего заклинания: надо обратиться к выдающемуся специалисту! | А будет ли доступен выдающийся специалист? И хватит ли средств  оплатить его услуги? И опять же - во все времена, "выдающихся специалистов" не хватало…
 | Подход частично верен, если есть "выдающиеся специалисты по проблеме". | 
     Кроме этого, известны некоторые "непсихологические" подходы, в которых акцент делается не на "душу", "интуицию", "озарение", "открытие чакр" и т. п., а на методические шаги к решению проблем. Это древнекитайские стратагемы [19]; работы Карла фон Клаузевица по военной стратегии, которые до сих пор изучают в военных академиях мира; система К. С. Станиславского по подготовке актера и режиссера и ряд других. Более того, начиная примерно с 40-х годов, было предложено несколько десятков методик творчества - большинство из них перечислены в книгах [18; 22], но никаких "хитростей" этих методик там не раскрыто. Обзор ряда подходов представлен  в статье [11]. 
     Кстати, приведу очень характерный пример: при дележе рейха Рузвельт и Черчиль предпочли немецкие патенты и техническую документацию. Сталин же хотел и получил оборудование немецких заводов, дававшее скорую отдачу, но быстро устаревающее. 
     Соколов Г. Б.: Изложите основные идеи ТРИЗ…
     Викентьев И. Л.: Я постараюсь выделить главное, и здесь неизбежны упрощения.  Допустим, перед нами - человек, озабоченный некой задачей. 
 
Рис.1.
      "Давайте мы изучим мемуары творцов, проведем лабораторные эксперименты по решению творческих задач и поймем, как мыслят творцы…" - этот подход был характерен для последних двух веков. "Выяснилось", что работает "интуиция" или "инсайт" - чему посвящена обильная литература с употреблением множества умных и заумных слов. Если теперь перевернуть ситуацию и спросить: "Интуиция, безусловно, есть и это замечательно. Но вот у меня есть конкретная производственная и нестандартная проблема - как бы мне начать ее решать?" В этот момент обладатели знания "умных слов про интуицию" начинают выглядеть несколько провинциально…
     Подход, разработанный Г. С. Альтшуллером, качественно иной.  
     Во-первых, важны не только трудномоделируемые процессы в голове творца, но и понимание того факта, что 
при любом новшестве изменяется исходная система А - Рис. 2. 
 
Рис.2.
     Этой исходной системой А может быть: конструкция, технология, установка для проведения научных экспериментов, бизнес-ситуация, произведение искусства, реклама и т. п. 
     Во-вторых, если изучать не ситуацию "Творец + совершенствуемая им Система", а ситуацию: 
     - "Творец + совершенствуемые им Систем
ы",
     - "Творц
ы + совершенствуемая ими Система (одна и та же)", 
     - "Творц
ы + совершенствуемые ими Систем
ы",
то выясняется, что число переходов системы из состояния 
А в состояние 
Б может быть велико, но 
конечно и 
вполне познаваемо не только творцами - Рис. 3. Аналогично: вся химия держится на счетном числе элементов, грамматика любого языка опирается на несколько десятков букв, в музыке используются семь нот. При этом подчеркну: специалиста по ТРИЗ интересуют не все переходы, а лишь наиболее 
эффективные.
     Знание таких эффективных переходов в ТРИЗ получило название "Прием". Естественно, в ряде случаев необходимо параллельное и/или последовательное применение нескольких Приемов. 
 
Рис.3.
     Структурную схему 
основных механизмов  классического ТРИЗ, разработанных Г. С. Альтшуллером, удобно изобразить в виде графической схемы. 
 
Рис.4.
     Чтобы проиллюстрировать понятие "Прием", выявим один из нескольких приемов, которыми пользовался Сальвадор Дали. Обратимся к ЗАДАЧЕ 198, которая опубликована в Главе 20. 
     Осознанно избегая оценок "нравится - не нравится", можно утверждать: 
     1) Сальвадор Дали состоялся как деятель искусства; 
     2) Он неоднократно прибегал к приему инверсии. Или: отвечал и делал наоборот ожидаемому, стереотипному, привычному. И это привлекало к нему внимание, создавало эффект новизны и свежести мысли при хорошо известном и даже банальном предмете разговора. 
     При этом заметим: масса людей сделали карьеру, эксплуатируя несколько однажды найденных приемов. (См. также статью: 
"Три приема Максима Соколова" [14]). 
     3) Воспроизводство ответов С. Дали "один к одному" возможно в виде цитаты (как это и сделано в ЗАДАЧЕ 198.). Но также возможно выявление из массива однотипных ситуаций стандартного перехода - Приема. 
     4) Сформулированный прием - с одной стороны - может использоваться другими людьми для создания эффекта новизны. С другой стороны - регулярное применение принципа инверсии не сделает кого-то равным С. Дали.  
     Повторим, что в данном случае мы говорили только об одном приеме. 
     
При создании ТРИЗ-методики изучается не один эффективный прием, а десятки и сотни. С такой методикой большой процент задач решается легче, чем с нуля. И здесь важно следующее: в ТРИЗ не приняты описательные модели, которые отвечают на вопрос "КАК ВООБЩЕ БЫВАЕТ" и близки разговорам "об интуиции вообще". ТРИЗ опирается на так называемые инструментальные, технологические модели, которые отвечают на вопросы: "КАК СДЕЛАТЬ?", "КАК РЕШИТЬ ЭТУ ЗАДАЧУ?". Очень значимое количество людей, рожденных без умения ездить на велосипеде или на коньках, могут при определенных затратах своего времени и достаточном усердии этому научиться. Аналогично множество людей (правда, при гораздо больших затратах времени и усилий) могут изучить систему ТРИЗ-приемов, независимо от  "межполушарной асимметрии мозга", собственной визуальности, аудиальности, кинестетичности и даже "сезонных колебаний креативности". 
     
Соколов Г. Б.: А когда ТРИЗ не работает? 
     Викентьев И. Л.: Довольно часто. Например, тогда, когда при поверхностном знакомстве воспринимается как "палочка-выручалочка", некий универсальный метод, "одна таблетка от всех болезней" [10; с. 128]. Кроме того, иногда нашим консультантам приходится наводить обычный порядок на производстве или в 
бизнесе, без получения непременно новых идей "по ТРИЗ".
     
Модели, разработанные в ТРИЗ, пригодны для решения не всех (!), а определенных классов задач. И с этим необходимо считаться. Неоднократно ТРИЗ пытались применять для решения сугубо бытовых и семейных задач, для которых ТРИЗ-модели не предназначены изначально. Ни к чему, кроме разводов, это не приводило… 
     
ТРИЗ-методики нацелены на решение нестандартных, творческих задач. Как правило, признаки этих задач следующие:
    - проблема долго и безуспешно решается (часто сотрудники фирмы выращивают "миф" о ее нерешаемости и т. п.);
- проблема содержит одно или несколько острых противоречий;
- проблема носит междисциплинарный характер;
- проблема не решается, как говорят шахматисты, "в один ход", а требует именно системы решений.
     Если говорить о профессиональном применении ТРИЗ, то  можно перейти к деталям, описаниям решенных задач, но полагаю, что для Читателя важнее другое: высота стопки базовой литературы по техническому ТРИЗ составляет около 50 см. И это только теория. А чтобы стать средним специалистом, необходимо прорешать минимум 200 специально подобранных творческих задач. Более того, желательно под руководством опытного наставника.  Г. С. Альтшуллер неоднократно сравнивал обучение ТРИЗ с обучением управлению самолетом: да, на дальние расстояния эффективнее летать, чем ходить пешком. Но для управления самолетом нужно пройти 
качественное и непростое 
обучение, систему стажировок, экзаменов и т. п. Ходить пешком менее эффективно, зато учиться и думать особенно не надо. Слетать в "супермаркет на углу" на самолете - это экзотика даже для Голливуда…
     
Соколов Г. Б.: Проводилось ли сравнение эффективности решения задач с применением ТРИЗ-методик и без них? 
     Викентьев И. Л.:  Факт времен перестройки: Г. С. Альтшуллер в газете "Пионерская правда" (многомиллионный тираж), журнале "Техника и наука"; Б. Л. Злотин и А. В. Чистов в журнале "Изобретатель и рационализатор" (полумиллионные тиражи); И. Л. Викентьев в журналах "Парус" и "Костер" (миллионные тиражи) вели рубрики по решению творческих задач в области техники, архитектуры, искусства и т. п. [17]. При этом в конкурсах участвовали и взрослые (в том числе инженеры, научные сотрудники и т. д.), и подростки, и младшие школьники. Что удивляло? Поразительная 
нестабильность решения даже простых задач при решении их "в рукопашную", без методики. 
     Как ни странно, творцам тоже свойственно некоторое непроизвольное самоограничение (об 
эффекте 10-15% самоограничения см. Главу 20), зацикливание на том, что у них "хорошо пошло" - и это не является чем-то отрицательным в рамках "личного мнения", "собственного стиля" автора. Но при решении проблем, выходящих за эти рамки, данный эффект явно сужает возможности человека. 
     Приведу еще один интересный факт: 99,85% генетической последовательности одинаковы у всех людей и лишь 0,15% создают неповторимую индивидуальность каждого конкретного человека…
     Что касается решения задач с помощью наших разработок… Вы можете посетить крупнейший в СНГ и Балтии Internet-форум по решению бизнес-задач 
http://www.triz-ri.ru/forum. Параллельно там обсуждается более 
2000 проблем. Есть задачи простые, есть - сложные… Попробуйте БЕЗ методики решить хотя бы все те же 10-15% этих проблем. (См. также статью: Сычев С. В., 
О методичном) 
     
Соколов Г. Б.  Скажите, кто такие "Тризовцы"? И что значит "заниматься ТРИЗ"? 
     Викентьев И. Л.  Это вопрос неоднократно обсуждался в профессиональной среде. Картина здесь примерно такая: 
Таблица 2.
  
    | Категория | Примерное количество представителей категории в СНГ | Область деятельности | Критерии профессионализма | 
  
    | Что-то слышавший о ТРИЗ… | Сотни тысяч | Прочли (или пролистали) 1-2 книги, прослушали несколько лекций… | Критерии профессионализма, естественно, отсутствуют… | 
  
    | Пользователь | Их количество трудно поддается исчислению, но сократилось по сравнению с 80-ми годами | Решение своих практических задач, главным образом, в области техники | 
    Качество и количество патентов;Количество и объем внедренных решений;Наличие постоянных заказов. | 
  
    | Преподаватель ТРИЗ, работающий с детьми | Несколько сотен | Обучение элементам ТРИЗ. Здесь масса проблем, связанных с низким качеством обучения и методических материалов… | Критерии профессионализма еще разрабатываются… | 
  
    | Преподаватель ТРИЗ, работающий со взрослыми, в том числе со студентами | Вероятно, несколько десятков, но резко сократилось по сравнению с 80-ми годами | Обучение различным моделям ТРИЗ. 
 Примечание: 
За единичным исключением, в 80-90-х годах XX века большинство квалифицированных преподавателей ТРИЗ переехало за границу…
 | 
    Личные творческие достижения Преподавателя. Например, как Разработчика;Качество и количество профессионально подготовленных Пользователей;Качество и количество профессионально подготовленных Преподавателей. | 
  
    | Профессиональный консультант | Не более 10 | Решение проблем в различных областях техники и бизнеса "на заказ" | 
    Личные творческие достижения. Например, как Разработчика;Число заказов, выполняемых в единицу времени; Реальная прибыль;Репутация Заказчиков. | 
  
    | Разработчик | Не более 4-5 | Разработка новых моделей/методик | 
    Возможность использования разработок в отсутствие их Автора;Принципиальная новизна разработок;Характер и сложность решаемых задач;Число Пользователей;Затраты Пользователя на освоение методики.  [12] | 
      "Возможность использования разработки в отсутствие ее Автора" - это очень важный критерий для работ приличного уровня. В определенном смысле, это фильтр от различных видов "шаманства", когда в присутствии Учителя слушателям вроде бы все ясно, они - в восторге, но стоит им остаться наедине с проблемой, как очарование проходит и возникает вопрос: "А была ли методика?" - см. Практическое приложение 18. 
     Г. С. Альтшуллер очень хотел, чтобы Разработчиков было как можно больше, и чтобы они осваивали новые темы. Но, увы, осваивать новую тему безумно трудно... В 1989 г. на одном из последних заседаний Ассоциации ТРИЗ в Ленинграде он говорил: "Технический ТРИЗ мною построен. Как город... Стройте свой городок!"  История различных научных направлений показывает, что время, пройденное наукой, можно измерять хронологически, "по календарю", а можно - по числу "качественных скачков" в данной науке. 
     
Соколов Г. Б.: А не занижена ли оценка числа действующих Консультантов и Разработчиков? 
Викентьев И. Л.: Эти цифры можно проверить по многим параметрам. Во-первых, покажите мне действительно 
новые разработки. Во-вторых, мы заинтересованы в приобретении таких разработок хотя бы потому, чтобы не делать их самим "с нуля". В-третьих, мы знаем, что если разместить материал или фрагмент материала какого-либо Автора на нашем сайте 
http://www.triz-ri.ru, анонсировать его в электронных рассылках, то этот материал получит за пару месяцев порядка 5000 прочтений, что сопоставимо с тиражом книги для специалистов. Причем мы размещаем материалы бесплатно, даем координаты Автора, бесплатно рекламируем. Нужно всего лишь, чтобы материал удовлетворял двум требованиям: 
     - методика, изложенная в материале, должна увеличивать вероятность решения Пользователем определенного класса задач; 
     - материал должен быть написан нормальным языком (хотя здесь мы часто помогаем Авторам). 
     Но почему-то в очередь никто не выстраивается - ни за деньгами, ни за бесплатной рекламой…
     
Соколов Г. Б.: Существуют ли доводы против ТРИЗ? 
     Викентьев И. Л.: Я регулярно сталкиваюсь с подобными доводами, и можно назвать несколько причин их возникновения.
     Первая. Низкая квалификация самого "оценщика", которого можно отнести к категории "Что-то слышавший, но не разобравшийся за один вечер". Вы знаете, русский человек никогда не дочитает до конца инструкцию. Он попробует разобраться сам, "как же эта штуковина работает". И если с первой попытки не получилось, то - "сам не смог, и другим не советую". Аналогично: для взрослого человека обычно неинтересно мнение первоклассника о таблице умножения, которую тот просто не выучил. При этом подчеркиваю: 
качественное усвоение ТРИЗ - достаточно трудоемкий и принципиально небыстрый процесс. 
     Вторая причина - объективно низкая квалификация ряда преподавателей ТРИЗ, пересказывающих пару книг и дающих массу поводов для критики культурными, начитанными Слушателями. 
     Понятно, что высококвалифицированных специалистов по ТРИЗ гораздо меньше, чем низкоквалифицированных. И выбирать консультанта нужно не по декларируемому им владению ТРИЗ, а по репутации компании, к которой он принадлежит, а также по наличию у него собственных качественных разработок. Если разработок нет или "они есть, но ознакомиться с ними нельзя", то квалификация такого специалиста под вопросом. В этом смысле рынок ТРИЗ-услуг ничем не отличается от любого другого рынка. Кто говорит иначе - скорее всего или наивен, или лукавит. 
     На сегодняшний день, специалисты "ТРИЗ-ШАНС" видят недостатки ТРИЗ лучше, чем "внешние наблюдатели". Более того - возникновение ряда "доводов против ТРИЗ" легко прогнозировать… Скажем, сейчас стали активно развиваться отечественные производители - и они гарантированно столкнутся с неквалифицированными "Что-то слышавшими о ТРИЗ". И это даст очередной виток антирекламы. 
     
Соколов Г. Б.: Естественный вопрос:  "ТРИЗ" и "ТРИЗ-ШАНС" - в чем общее, в чем отличие? Более того, я сам столкнулся с тем, что многие из категории "Что-то слышавших…" путают эти два понятия. 
     Викентьев И. Л.: Общее заключается в том, что ведущие сотрудники фирм, объединенных в Систему "ТРИЗ-ШАНС", прошли серьезное обучение по классическому ТРИЗ. Более того, неоднократно участвовали в различных проектах в области "железного" ТРИЗ, имеют свои разработки.
А отличие заключается в том, что если ТРИЗ - это теория, то 
"ТРИЗ-ШАНС" - объединение разработчиков, имеющих собственные методики решения педагогических, журналистских, PR, рекламных, менеджерских, научных, программистских задач и т. п. Соответственно, мы используем эти методики при проведении консультаций, семинаров, разработке компьютерных программ и интернет-сайтов. Наличием собственных разработок могут похвастаться еще 2-3 ТРИЗ-фирмы в мире. А по ряду научных направлений - мы лидеры. Кроме этого, "ТРИЗ-ШАНС" - это один из наших товарных знаков. 
     Резюмирую: ТРИЗ - научная дисциплина, а "ТРИЗ-ШАНС" - торговая марка на рынке консалтинга. При этом нужно очень четко понимать: ни классический ТРИЗ, ни методики фирмы "ТРИЗ-ШАНС" не гарантируют немедленного счастья, коммунизма или, наоборот, "развитой демократии" и т. п. При квалифицированном (!) использовании они повышают вероятность решения не всех, но многих задач нормальным, средне одаренным человеком… И не более того. 
     Есть еще одно отличие, неочевидное с первого взгляда. Малоизвестный вне профессиональной среды факт: Г. С. Альтшуллер вел переписку с ведущими ТРИЗ-специалистами с помощью пишущей машинки, печатая свои письма на папиросной бумаге. (E-mail тогда не существовало, а множительная техника была под запретом). Обычно ведущие специалисты получали от него  несколько писем в месяц. За разные прегрешения он "отлучал" некоторых тризовцев от этих листков (нас это не касалось). Да, выходили книги по ТРИЗ, проводились семинары, люди общались на конференциях и семинарах, но как разработчики, "отлученные" заканчивались… Так вот, Системе "ТРИЗ-ШАНС" удалось создать  "профессиональную среду для создания разработок" - те, кто занимается научной деятельностью, прекрасно понимают, насколько это важно. Эта среда позволяет нам в конце года иметь прибыль с тех продуктов, которых в начале года еще не было…
     
Соколов Г. Б.: Думаю, важно рассказать, зачем понадобилось делать свои методики, а не использовать наработки классического ТРИЗ? 
     Викентьев И. Л.: Есть причины исторические, есть научные.  Начну с первых. Совладелец марки "ТРИЗ-ШАНС" С. В. Сычев обычно объясняет их так: "В СССР заниматься бизнес-приложениями ТРИЗ было нереально. Только тогда, когда появилась такая возможность, мы приступили к разработкам ТРИЗ-методик для бизнеса. Теперь о научных причинах. Ряд тризовцев до сих пор считают, что могут буквально использовать механизмы классического ТРИЗ для решения бизнес-задач. Да, ТРИЗ - мощнейший инструмент. Но почему-то никому не приходит в голову применять, например, периодический закон Менделеева для решения задач в области ресторанного дела. Хотя сами принципы периодичности, качественных скачков, валентности и т. д., наверняка имеют свои аналоги и в других областях деятельности". 
     Неочевидные проблемы в области PR или менеджмента можно пытаться решать с помощью инструментов классического ТРИЗ, но это будет малоэффективно. Почему? Если отвечать кратко: не та размерность моделей и не те модели. 
     Если рассказывать подробнее, то, во-первых, ТРИЗ изначально проектировался для решения задач в области техники, где масса задач сводится к моделям, включающим всего 2-4 элемента. Перечислю некоторые из них:  
     - веполь (система из 2-х веществ и физического поля); 
     - техническое и физическое противоречия; 
     - ресурсы и функции 
     и т. п. 
     Или, упрощая: при моделировании ситуации "резец - деталь" можно учитывать лишь полезные и вредные факторы, но можно не учитывать эффекты памяти резца; при моделировании более сложной ситуации "политик - электорат" мы просто обязаны учитывать: способности политика, особенности округа, положительные и отрицательные стереотипы электората, предвыборную программу, деятельность конкурентов, ресурсы местных СМИ и еще массу параметров. 
     Во-вторых, в области социальных, бизнес и рекламных задач качественно 
иные объекты изучения, иные Ресурсы и - часто - способы их преобразования (то, что в классическом ТРИЗ называется Приемами) [10]. 
     В-третьих, в ТРИЗ всегда было два подхода. Первый - для начинающих: задачи-аналоги, приемы и так называемые "стандарты" - это относительно простые в освоении механизмы. Если что-то не сработало, легче переформулировать задачу и прорешать ее с их помощью еще раз. Для квалифицированных специалистов удобнее оперировать более сложными, но обладающими большой общностью моделями: линии развития, формулировка и разрешение противоречий, логика АРИЗа (не шаги алгоритма, а их логика) - см. Рис. 4. Мы сознательно разделяем эти подходы, поскольку понимаем, сколь затруднительно посещать занятия по ТРИЗ в течение года или пройти обучение на 2-х недельном семинаре людям занятым. 
     Именно поэтому мы много времени уделяем компьютерным программам-консультантам и Internet-проектам, в которых объединены различные модели. 
     
Соколов Г. Б.: В любой профессии существуют "профессиональные вредности" (скажем, следователи постепенно разочаровываются в роде человеческом). Каковы "проф-вредности" для ТРИЗ? 
     Викентьев И. Л.: Как я уже сказал, люди, занимающиеся ТРИЗ, весьма неоднородны: "Что-то слышавшие" - Пользователи - Консультанты - Разработчики. Для первых групп скорее характерны типовые ошибки. А проф-вредности - они, скорее, для профессионалов. 
Таблица 3.
  
    | Категория | Типовые ошибки | 
  
    | Что-то слышавший… | Едва усвоив азы, "Что-то слышавший" непременно берется за "Большую задачу…" 
 Часто "Что-то слышавший" считает, что ТРИЗ заменит ему и интуицию, и профессиональные знания и навыки.
 
 Пояснение: чтобы свободно оперировать ТРИЗ-моделями, их надо усвоить на многочисленных учебных задачах, а этот этап у "Что-то слышавшего" не пройден.
 | 
  
    | Пользователь | Зачастую Пользователи придумывают свои дополнения к теории, новые комбинации шагов алгоритмов и т.п. Если речь идет о "личном творчестве", то это можно только приветствовать. Но, не обладая неким культурным слоем, знанием уже выполненных работ, рефлексией, Пользователь предлагает свое усовершенствование, как непременно "новый вклад" в ТРИЗ. И для него неважно, что "новый вклад" построен всего на 1-й - 2-х решенных задачах, не проверен "на усвоение" другими и т.п. | 
  
    | Преподаватель ТРИЗ, работающий с детьми | 
    Не у всех, но у большинства - отсутствие личных творческих достижений…Как правило - использование устаревших материалов и лишь элементов ТРИЗ | 
  
    | Преподаватель ТРИЗ, работающий со взрослыми, в том числе и со студентами | 
    Отсутствие личных творческих достижений…Использование устаревших материалов;Проповедование "дикой смеси", например: ТРИЗ + эзотерика;Некритичный подход к рекомендуемой Слушателям литературе: качественные книги по ТРИЗ теряются среди откровенного хлама. | 
  
    | Профессиональный консультант | 
    Использование очень ограниченного числа моделей (как правило, ранее принесших первый успех; см. выше эффект 10-15% самоограничения);Козыряние "личным знакомством" с Г.С. Альтшуллером и др.; Списывание - без ссылок - известных работ и выдавание их за свои; Переименование известных ТРИЗ-разработок и выдавание их за свои.  | 
  
    | Разработчик | 
    См. также:  Почему так редко создаются новые ТРИЗ-методики?Попытки "вычитать секрет", вместо того, чтобы собирать статистику для обобщений… Исследовательское мелкотемье;При наличие отдельных приемов (тактик, стратегий и т.п.), отсутствие системы приемов;Неработоспособность методики в отсутствие Автора. [12] | 
  
     В работе [9] Г. С. Альтшуллер и И. М. Вёрткин подробно описали различные превращения человека по линии: дуракизация - талмудизация - жуликизация и т. п. Это великая книга - в том числе потому, что в ней показано: интеллект - не единственное, а лишь одно из необходимых Творцу качеств. 
     Мне недавно попалась цитата, очень точно описывающая происходящее, увы, со многими тризовцами. На вопрос, почему 
Н. С. Михалков расстался с выдающимся оператором Л., режиссер ответил: 
     ПРИМЕР 374. "Л. перестал искать. Он чрезвычайно одаренный человек, который потерял интерес к тому, чтобы двигаться дальше. На последнем нашем фильме "Без свидетелей" он даже не смотрел отснятое... Меня это потрясло. Л., который открыл для нашего кинематографа эту систему света, подсветок, использование экранов и так далее, достигший в этом огромных вершин, не двигаясь дальше, дал себя догнать. Сейчас каждый второкурсник ВГИКа это делает. В его случае: пусть это было бы движение в обратную сторону, вкривь, вкось, но это было бы движение, поиск. Он двигаться не захотел, мы расстались, как нам казалось, на время. А потом я ему сказал: "Паша, я больше с тобой работать не буду". 
     
Минчин А., Двадцать интервью, М., "Изографус", "ЭКСМО-Пресс", 2001 г., с. 151. 
     Если говорить кратко, то отсутствие 
личных творческих достижений в ТРИЗ, как в любой другой творческой деятельности, ведет к деградации. 
     
Соколов Г. Б.: Расскажите, как Вы делаете свои методики…
     Викентьев И. Л.:  В нашем понимании, современная методика - это  не решение единичной научной задачи, а цельная инструкция, алгоритм, компьютерная программа и т. п., увеличивающие вероятность решения определенного 
класса нестандартных задач обычным человеком в отсутствие Автора методики. Наши разработки позволяют решать подобные задачи в десятки и сотни раз быстрее, чем без них. 
     Ряд наших основных разработок перечислен здесь: 
     
http://www.triz-chance.ru/triz-chance.html
     Что нужно для создания современной бизнес-методики? Входной порог - несколько десятков тысяч долларов. Это - минимум. Но не это главное! Чтобы сделать проверенную работающую методику, нужно решить десятки и сотни творческих, организационных и научных задач. 
     Как правило, все крупные разработки делаются на основе прогноза. 
     После уяснения генеральной задачи  начинается сбор данных из разных источников: из литературы, Internet, консультаций, семинаров, общения с сотрудниками. Когда мы работали над программой 
"HeadLiner/Заголовщик", нам неоднократно советовали: да зачем вы собираете заголовки - придумайте сами…  Да, мы умеем придумывать заголовки. И много лет их придумывали. Но мы делали программу "Как придумывать заголовки", а не программу "Как придумывает заголовки Викентьев". Методики не придумываются, а создаются. Только при приближении к двум тысячам отобранных заголовков мы начали "ловить" закономерности, характерные не для нас (как нам предлагали), а для русской речи. Естественно, чтобы отобрать эти 2000, нам пришлось проанализировать и отбросить много тысяч слабых заголовков. 
     В данном случае, цифра 2000 - экспериментально установленная. На основе анализа 100 или 1000 заголовков, закономерности, увы, не ловятся. 
     Далее делается Модель-1, тестируется сначала нами, а затем - посторонними. Мы начинаем изучать на консультациях, конференциях, семинарах как она работает. 
     Если модель удалась, она выводит заинтересованного Пользователя в "область возможных решений" за несколько минут, если говорить о работе с компьютерными программами-консультантами. Или за десятки минут при работе с "бумажными" методиками. Попадание в "Область возможных решений" не означает, что задача решена. Это означает, что целесообразно начать с полученных вариантов и усовершенствовать их. Согласитесь, это легче, чем "штурмовать" проблему с нуля. Разум - не свойство индивида, а свойство всего человеческого сообщества. 
 
Рис.5.
     Работать с моделью должно быть достаточно просто - при разработке программ этому уделяется особое внимание. В идеале, программа должна содержать всего одно окно с минимумом элементов на нем - ведь ей придется работать у удаленного от нас на тысячи километров Пользователя. Здесь непригодны многоумные схемы с квадратиками и стрелочками, которые можно встретить во множестве учебников. 
     
Соколов Г. Б.: О чем Вы не рассказали в этом интервью? 
     Викентьев И. Л.:  О том, как за год сделать новую методику, которая будет работать…
     
Примечание 15.10.2003 г.: 
     Интересующиеся классическим ТРИЗ в изложении Г.С. Альтшуллера могут загрузить бесплатную электронную книгу: 
"Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы".