4. ЗАДАНИЕ ЭТАЛОНОВ
|
© И.Л. Викентьев, Система "ТРИЗ-ШАНС", 2005 г.
Молодые литераторы засиделись до утра, обсуждая
глобальные проблемы, все устали и начали расходиться,
В. Белинский воскликнул: "Куда Вы? Мы же еще не решили вопрос о Боге!"
|
Чтобы определить место предмета в пространстве нужны, как минимум, точка отсчета и система координат… [3; с. 142-143]
Так и сообществу людей, для того, чтобы самоопределиться, сориентироваться в мире и действовать согласованно (т.е. не мешая друг другу) нужны понятные нормы, образцы, эталоны, предписания, правила и т.п.
Показательно, что слово "мода", понимаемое нами как "нечто принятое в данный момент времени в данном сообществе", происходит от латинского modus - мера, правило, предписание.
Это один из механизмов, отвечаюший на вопрос: "Как написать бестселлер?"
ПРИМЕР N 4.1. "Источник превращения стаи в общество - творческий разум. Он породил речь, изготовление орудий, научил добывать огонь. Жить стало легче, стая возросла в размерах, сначала - до уровня племени, а потом - народа. Но одновременно усложнилось управление. Возникли и властная и военная элиты, элементы специализации труда и первые ремесленники. Потом - торговцы и предприниматели.
Агрессивность человека не уменьшилась, изобретение собственных языков еще больше отделило своих от чужих. Плюс - оружие. Войны стали более жестокими. Появились пленные, рабы. К собирательству и охоте добавилась собственность: скотоводство, а потом земледелие. Грабеж, захваты чужих земель, их богатства и рабов стали основным средством становления крупных государств. Территории превратились в царства. Чтобы держать порядок понадобились войска, боги, заповеди, а потом и законы, закреплявшие "справедливость" обменов: жертвовать частью свободы ради безопасности. А чтобы законы были одинаковые для всех подданных, нужны знаки и письмена. Может быть, они и стали началом цивилизации: сообщество обрело собственную память, отделенную от личных разумов старейшин и жрецов. История человечества - это поток самоорганизации отношений, со сменой идеологий. Последовательно сменялись права сильных, знатных, богатых и, наконец, пролетариев, допуская внутри элит каждого класса как диктатуру, так и демократию. Неизменным оставалось только творчество: накапливалась информация, усложнялись техника и труд, распространялось образование. Вот только мечты философов, чтобы им самим управлять государством, так и не сбылись!"
Амосов Н.М., Мое мировоззрение, М., "Издательство АСТ", 2003 г., с. 57-58.
ПРИМЕР N 4.2. "Как развиваются нормы? Почему они существуют в реальной жизни? Обычно нормы развиваются постепенно, по мере того, как члены группы понимают, какое поведение способствует эффективному ее функционированию. Конечно, кризисные события в группе могут ненадолго прервать этот процесс, однако, даже если кризис внесет существенные изменения в состав и работу группы, процесс формирования норм продолжится.
Американский исследователь Роббинс отмечает, что большинство норм развивается в одном или сразу в нескольких из следующих четырех направлений:
1) категорические утверждения, высказанные каким-то членом группы - чаще начальником или влиятельным членом. […]
2) кризисные события в истории группы. Они устанавливают важные прецеденты. […]
3) первенство. Самая первая модель поведения, возникшая в группе, часто формирует групповые представления в будущем. […]
4) модели поведения, заимствованные из ситуаций в прошлом. Члены группы привносят свои представления из других групп, в которых они когда-то находились. Это объясняет, почему рабочие группы предпочитают набирать новых сотрудников из числа работавших в подобных условиях и имеющих схожий опыт. Данное обстоятельство увеличивает вероятность того, что привносимые новичками представления совпадают с представлениями, уже усвоенными группой.
Но группы не устанавливают и не проводят в жизнь нормы для каждой возможной ситуации. Нормы должны быть важными для группы. Что же делает норму важной? Роббинс следующим образом отвечает на этот вопрос. Норма важна, если она:
- способствует дальнейшему существованию группы. Группам не нравится терпеть неудачи, поэтому они стараются проводить в жизнь нормы, увеличивающие их шансы на успех. Это означает, что они попытаются защититься от вмешательства со стороны других групп или индивидов;
- повышает возможность предсказания поведения членов группы. Нормы, увеличивающие предсказуемость, дают возможность членам группы предвидеть действия друг друга и подготовить адекватные ответные действия;
- уменьшает количество межличностных проблем у членов группы. Нормы становятся важными, когда они обеспечивают удовлетворение сотрудников и предотвращают межличностный дискомфорт;
- позволяет работникам выражать главные ценности группы, действовать в рамках ее идентичности.
Такие нормы укрепляют и поддерживают целостность группы".
Волкогонова О.Д., Зуб А.Т., Управленческая психология, М., "ФОРУМ", "ИНФРА-М", 2005 г., с. 69-70.
Процесс формирования норм иллюстрирует малоизвестный факт: в Европе примерно до XIII века верующие могли создавать своих собственных святых, а затем все полномочия "сконцентировал" в своих руках Рим.
ПРИМЕР N 4.3. Для Великой Французской революции символами были "Свобода. Равенство. Братство" (и некоторое время революционеры даже следовали этим эталонам), а для России министр просвещения граф Уваров в XIX веке провозгласил "Православие. Самодержавие. Народность".
ПРИМЕР N 4.4. Влияние Вильяма […] Шекспира на нашу культуру "…незаметно и всеобъемлюще, его роль сопоставима с ролью творца языка. Мы знаем несколько имен - Чосер, Лютер, Сковорода, Пушкин - которые своим литературным творчеством создали новый языковой стиль, новую манеру выражаться, в конечном счете - новый язык. Шекспир создал форму для выражения новой реальности внутреннего мира человека - мира свободных чувств и мыслей. После него это стало банальностью, это стали делать если не все, то многие, это стало литературным приемом; люди узнали, что у них существует такая внутренняя жизнь и заговорили языком Шекспира о ней. До него не было почти ничего. В результате творчество Шекспира как симптом Нового времени, как знак изменения, произошедшего в душах людей, не менее важно, чем такие масштабные явления, как Реформация и Ренессанс. Другой фигурой такого же уровня является Сервантес (1547-1616), герой которого впервые в литературе проявляет самосознание; этот литературный герой описывает новую ситуацию, которая возникла в мире. И прежде у людей были цели и намерения, были желания и эмоции. У них не было того особенного духа, который проявляется у Дон-Кихота, не было выхода за границы собственных целей и возможностей, проблемы отношения желаний личности и устройства мира. Великих не измеряют в сантиметрах, и все же мне кажется, что Шекспир для описания новоевропейского человека сделал больше, а Сервантес это сделал не столько меньше, сколько иначе".
Любарский Г. Ю., Морфология истории, М., Издательство "КМК", 2000 г., с. 201.
ПРИМЕР N 4.5. Пишет украинский автор: "Нация нуждается в героях. Отказавшись от набора "Павлик Морозов - Зоя Космодемьянская", мы не смогли породить новый набор. Но, как и любое государство, мы не можем существовать вне героики. Хотя в принципе процесс поиска героики в прошлом - правильный. К примеру, когда Америка отделялась от Великобритании, ей также пришлось найти свой собственный список героев. Россия в этом плане оказалась в более выигрышном положении, она приняла на себя весь пантеон, который в прошлом был общим. И именно он ассоциируется во всем мире с Россией".
Почепцов Г., Паблик Рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением, М., "Центр", 2003 г., с. 160.
ПРИМЕР N 4.6. "О прагматизме князя Владимира, выбиравшего веру для Руси, говорит факт его отказа от принятия ислама из-за запрета пить вино. Л. Гумилев так объясняет поступок князя: "По русскому обычаю, князь делил трапезу с дружиной. Этот обязательный ритуал скреплял дружбу князя с воинами, а что могло быть для князя важнее? Менее значимым, но довольно существенным было еще одно обстоятельство. Славяне и русы привыкли к хмельным напиткам, так как вино и пиво снимали усталость походов, но строгий ритуал пиров не допускал "буйства во хмелю". В итоге мусульманским муллам Владимир отказал известными словами: "Руси есть веселие пити" (Гумилев Л.Н., От Руси к России. М., 2002. c. 71). Насколько правдива эта легенда, известная нам по "Повести временных лет" Нестора-летописца, установить сегодня практически невозможно. Важно другое. Князь "выбирал веру", руководствуясь чисто практическими соображениями. Он не был фанатиком ислама или христианства, им не двигала религиозная одержимость. Князь Владимир поступил как политик".
Цуладзе А., Политическая мифология, М., "Эксмо", 2003 г., с. 79-80.
Обычно новые эталоны (образцы, каноны, нормы и т.п.) возникают как при формировании новой целевой группы, так и при росте числа ее участников.
При этом наиболее часто используются 5 следующих схем:
4.1. Призыв обратиться к "старым добрым нормам, традициям"
ПРИМЕР 4.7. "Когда Гарриет Бичер-Стоу писала "Хижину дяди Тома", ее главной задачей было нарисовать душераздирающую картину рабства, чтобы белые люди поднялись против него. Она ставила целью спровоцировать перемену не только политическую, но и нравственную, поскольку верила, что подлинные перемены не происходят без перемен в сердце. Она считала, что единственный способ добиться изменений - обращение всей нации к христианству. Если каждый не только уверует в равенство, предопределенное Богом, но и исполнит это на практике, рабы станут свободными и каждый сможет войти в царствие Божие. Поэтому каждая сюжетная линия произведения сфокусирована на герое, принявшем христианство, или герое, вера которого подвергается испытанию. Добрые герои или злые - зависит в большей степени от их религиозной сущности, чем от их поступков".
Н. Каролидес, М. Балд, Д. Суова, Евстратов А., Сто запрещенных книг: Цензура мировой литературы, Издательство "Ультра. Культура", М., 2004 г., с. 184.
Нетрудно понять, что призывы обратиться к "старым добрым нормам" в новейшей истории, с ее постоянными и всепроникающими изменениями, большого успеха не приносят…
Более распространены и эффективны следующие 4 схемы:
4.2. Первый и все последующие…
4.3. Главный - и все остальные;
4.4. Доступно всем!
4.5. Правильно/образцово - неправильно…
Далее рассмотрим эти схемы.
4.2. Первый (например, основатель целевой группы) и все остальные/последующие… Или, реже: Герой (орёл!) - неГерой (ну, не орёл…)
ПРИМЕР N 4.8. "Людей подчиняют идеи, отмеченные печатью грандиозности. Недаром Книга рекордов Гиннесса - самая массовая после Библии. Люди согласны преклоняться перед великим, неординарным. Действия О. Бендера в Васюках - уже хрестоматийный литературный пример на такую тему".
Мясникова Л.А., Фрид М.И., Постмодерн коммерции (трансформация коммерции в современном обществе), СПб, "Бизнес-пресса", 2001 г., с. 96.
ПРИМЕР N 4.9. "Выйти из пространства нормы можно по-разному. В 1991 году Ельцин взобрался на танк и стал героем. В 1999 году Путин произнес фразу о своем намерении "мочить террористов в сортире". Никто не ждал от главы государства матерной лексики. Но люди ждали именно такой реакции на теракты. Путин вышел из пространства нормы и стал "героем-защитником".
Правда, далеко не всегда герою нужен танк. Бывает и так, что обыденные поступки способствуют героизации лидера. Например. Ельцин, будучи первым секретарем МГК КПСС, ездил в троллейбусе, что способствовало росту его популярности. Когда люди, занимающие высокие посты в государстве, спускаются до уровня "простого народа", то это воспринимается как нечто исключительное.
В этой связи примечателен следующий пример из жизни наших олигархов: "Фридман поспорил с Авеном, что сможет проехать в метро одну остановку без охраны. Проехал. А потом долго рассказывал всем, как он ездил в метро и как на него смотрели, явно узнавая, окружающие пассажиры" (газета "Stinger", сентябрь 2001 г.) "Героизм" М. Фридмана в том, что он вышел из "пространства нормы" олигарха. Для олигархов лимузин, машины сопровождения, вооруженная охрана - обыденные вещи. А поездка в метро - выход за пределы нормы. Но Фридман сыграл в "принца и нищего" лишь для того, чтобы выиграть пари. Ельцин же проторил себе таким образом путь к власти. Так что даже трамвай или метро могут стать ареной "героических" поступков. Важен сам по себе факт выхода за пределы принятых в обществе представлений. На афише одного из американских блокбастеров красовался слоган: "Историю делают те, кто нарушают правила". О технологии создания героев точнее не скажешь".
Цуладзе А., Политическая мифология, М., "Эксмо", 2003 г., с. 170-171.
На протяжении исторического времени представление о Герое-эталоне меняется, но сам эталон Героя необходим:
ПРИМЕР N 4.10. "В Средние века до эпохи Возрождения успешно действовала идея о том, что разбой и разорение, благополучный набег на чужую территорию, а иной раз и на свою собственную рассматривались как совершенно приемлемый метод обогащения. В европейской цивилизации было широко распространено представление о герое-завоевателе как олицетворение всевозможных добродетелей, идеале для подражания. Эпоха Возрождения пробудила новые подходы ко многим социально-культурным процессам, в т.ч. к представлению о богатстве и источниках его происхождения. Переменились социальные идеалы; герой того времени - уже не воин-завоеватель, а удачливый купец, ремесленник, художник. Меркантилизм стал теоретической концепцией, которая в дальнейшем и обосновала такой сдвиг в общественном сознании".
Драгункина Н.В., Приходько А.В., История экономических учений, М., "Экзамен", 2005 г., с. 41.
ПРИМЕР N 4.11. "Еще в период расцвета Эллады термин "герой" перешел на простых смертных: на павших за отечество, на тираноубийц (словом, уже умерших). Культ мертвых был зерном героической идеи. Понятие "герой" совпадало с понятием "почивший, мертвый". Лишь впоследствии, риторически, оно распространялось - крайне редко, в виде исключения - на живущих.
В христианстве идея героизма потускнела на фоне идеи святости. Но как оценивает жизнь этой идеи Йохан Хейзинга, в эпоху феодализма понятие "рыцарство" возвысилось до всех функций героического, связав благородное служение своему сюзерену и верность христианскому долгу. В эпоху Ренессанса вызрело новое представление о доблести человека: мужество есть лишь одна из многих добродетелей, самопожертвование никак не является преобладающей ценностью, главным считается успех. В XVII веке в Испании имя heroe было присвоено концепции "энергической личности", уже предвещающей романы Стендаля. Во Франции в ту же эпоху барокко heros приобретает иное звучание: трагедии Корнеля и Расина запечатлевают фигуру трагического героя. Политика Людовика XIV вводит в моду поклонение героям национально-милитаристского склада, топит героическое в роскоши, высокопарности и помпезных триумфах. К поэтическому мотиву добавляются звон меди и гром барабанов. В XVIII веке образ великого человека опять изменяется. Восходящая демократия находит свой идеал в фигурах римской гражданской добродетели. Век просвещения и гуманизма находит выражение героического идеала в " гении", романтизм, в свою очередь, открывает новый образ героя, германского и кельтского, который превосходит греческих атлетов по своей духовной ценности. Героический идеал постепенно более или менее явно расслоился на историко-политический, театральный, философско-литературный и поэтически-фантастический виды".
Спицына А., Герой умер, да здравствует герой, журнал "Top-Manager", 2005 г., N 7-8, с. 106-107.
4.3. Главный - и все остальные;
Эта схема близка предыдущей, но не совпадает с ней.
ПРИМЕР N 4.12. "Интересное исследование символики раннехристианского средневековья принадлежит С.С. Аверинцеву. Так, он указывает, что византийский император воплощает в себе идею божественной власти, является ее живой эмблемой (Аверинцев С.С., Символика раннего Средневековья (к постановке вопроса), Семиотика и художественное творчество, М., 1977 г., с. 314)".
Леонтьев А.А., Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность), М., "Смысл", 2001 г., с. 22.
ПРИМЕР 4.13. "Предельно свернуты знаки, например, в голливудских боевиках: Хорошие Парни против Плохих Парней. Хорошесть и плохость героев здесь не важна и никого не волнует, поэтому даже никак не обосновывается. Противоборствуют две стороны, Х и П, зритель болеет за Х против П.
А вот реальность. Россия уже два века помнит и почитает декабристов: пять повешенных, десятки сосланы в каторгу. Но Россия не желает помнить о сотнях солдат, которые поверили посулам заговорщиков-декабристов и были на Сенатской расстреляны на картечь. Эти обманутые декабристами солдаты, умершие вполне мучительной смертью - лишние в русском социокультурном пространстве. Их не надо. Они мешают чистоте знака: декабристы - благородные герои и мученики. Сочувственное, сопережевательное отношение к молодым восстанцам против царизма за республиканство - персонифицированы в нескольких образах аристократов-офицеров. Как бы им делегированы функции всей массы восставших - храниться памятью потомков и принимать чувства и юбилеи.
Сходным образом Анна Франк - знак всех еврейских детей, погибших в Холокосте. А менее известная Таня Савичева - знак советских детей, погибших в Ленинградскую Блокаду.
Идеал подобного знака - памятник Неизвестному Солдату. Один за всех и все за одного. Цветы и признание всем канувшим в войне.
Т-34 и "тигр" - знак танков II Мировой. A Me-109 - знак истребителя. Хотя ФВ-190 был чуть лучше. И "спит-файр", "мустанг" или Ла-5ФН были всяко не хуже, и наштамповано их было больше".
Веллер М., Кассандра, СПб, "Фолио", с. 279.
ПРИМЕР 4.14. "Однако настоящий бум массовой культуры начинается в 1970-1980-е гг. - задолго до провозглашения идей перестройки, когда западная массовая культура проникает в ранее закрытое советское пространство и оказывает активное влияние на его идеологию и эстетику. В кинематографе делается ставка на жанровое кино - боевик и мелодраму, в музыке полностью легализуется рок и официально разрешается жанр мюзикла в духе "Иисуса Христа - суперзвезды". Это время всеобщего упоения композициями "Pink Floyd" и "Uriagh Heep", энтузиазма первых отечественных рок-фестивалей и - чуть позже - появления фильмов "Пираты XX века", "Экипаж" и т. п. Здесь традиционные образы Воина и Рабочего заменяются более новым, современным и привлекательным - Супергероя. Привлекательность этого имиджа напрямую зависит от степени его мифологизации, и, удаленный от действительности с ее безвестными героями трудового фронта, в которых легко узнать себя и себе подобных, он оставляет более яркое эмоциональное впечатление".
Костина А.В., Массовая культура как феномен постиндустриального общества, М., "Едиториал УРСС", 2005 г., с. 122.
4.4. Доступно всем!
Традиционно родиной массовой культуры считают США - страну, выросшую на активном противостоянии Старому свету и не ведавшей до середины XIX в. ни большой литературы, ни живописи, ни оперы.
Но схема введения эталона, названная Автором "Доступно всем!", неоднократно использовалась и в других странах.
Так, в 1948 г. А. Жданов "задал эталон" в своем выступлении перед деятелями советской музыки: он сказал, что произведение искусства "тем гениальнее, чем оно доступнее для широких масс народа", а в искусстве непонятном народ не нуждается (Совещание деятелей советской музыки в ЦК ВКП (б), М., 1948 г., с. 143-144).
ПРИМЕР 4.15. "Гуманизм предлагает измерять жизнь запросами, нуждами и правами человека. Но - какого человека? Кто принят за единицу измерения? Судя по современному цивилизованному миру, эталоном человека признан сексуально неполноценный прожорливый дебил, склонный, как пишут в бюллетенях о продаже загородной недвижимости, "к постоянному отдыху". Мир подстроен именно под него, под его проблемы с возбуждением, музыкальным слухом, умственными способностями, симпатиями в политике".
Москвина Т., Бес мелкого, еженедельник "Дело" (СПб), от 02.08.2004 г., с. 12.
ПРИМЕР 4.16. "…стандартизация языка происходит не только на низовом, бытовом уровне, но и на том уровне, где каждое слово опирается на многовековую традицию, - имеется в виду язык Библии, который уже подвергся модернизации. Это, к примеру, перевод Библии в США, из которой под влиянием политкорректности исключено упоминание о том, что Христос распят иудеями. Чтобы удовлетворить феминистские амбиции, понятие Бог-Отец изменено на Бог-Отец-Мать. В Англии приступают к изданию модернизированной Библии тиражом 10 млн экземпляров, из которой изъяты понятия искупления и покаяния и осовременены, профанированы понятия Благодати (заменено на "незаслуженные блага") и распятия (заменено словосочетанием "прибивание к кресту"). В таком новом качестве Библия выступает как феномен массовой культуры, утрачивая свое сокровенное общечеловеческое содержание".
Костина А.В., Массовая культура как феномен постиндустриального общества, М., "Едиториал УРСС", 2005 г., с. 105-106.
X. Ортега-и-Гассет, различал в искусстве три основные вида: популярное, непопулярное и "принципиально непопулярное", которое может функционировать исключительно "для ценителей" и не может стать массовым. (К этому виду он относил музыку Дебюсси и Стравинского, живопись Пикассо и Брака, литературу Джойса и Пиранделло).
Возвращаясь к популярной, массовой культуре, приведем классификацию ее мировоззренческих ориентаций, предложенную М.Б. Смитом:
1) индивидуализм - в центре внимания находится человек, который является мерой всех ценностей;
2) вера в возможность усовершенствования человека, игнорирующая политические и этические пути преобразования жизни людей;
3) ценность самораскрытия: "пусть все будет наружу!";
4) акцент на ситуации "здесь-и-теперь", отказ от планирования своей жизни;
5) гедонизм - "делай то, что тебе нравится", связанный с принципом "здесь-и-теперь";
6) иррационализм, проявляющийся в недоверии к традиционной науке и рациональному пути решения проблем, в полагании на интуицию, в интересе к мистике и оккультным явлениям, к измененным состояниям сознания, в частности к расширению его возможностей путем приема наркотиков и т.п.
Цитируется по источнику: Степанов С.С., Популярная психологическая энциклопедия, М., "Эксмо", 2005 г., с. 177.
Приведем характерный пример:
ПРИМЕР N 4.17. Рассказывает кинокритик Д.Б. Дондурей: "...в информационном обществе самыми массовыми продуктами потребления являются две вещи: новости и сериалы. Новости - чтобы понять, что мы живы, а сериалы - чтобы понять, зачем мы живем. Почему все началось с латиноамериканского "мыла"? Потому что благодаря сериалам наш народ в те годы, условно говоря, оказался на кушетке у психотерапевта. Так он отходил от реальности за окном, которую не понимал и боялся. Правда, психотерапевты из Мехико не столько лечили, сколько заговаривали наших зрителей, чтобы они на себя руки не наложили. Бразильское и мексиканское "мыло" помогло стране не сойти с ума и избежать гражданской войны. Потому что главный месседж этих сериалов был в сущности спасительным для тогдашнего осиротевшего зрителя: добродетели по-прежнему есть место в жизни, жизнь проста и прекрасна, все люди делятся на честных и злодеев, и зло в конечном счете будет наказано. Это были очень дешевые сериалы - компания "Телевисса" одну серию снимала за день, каждая обходилась нашему ТВ всего в 1500$. Но у этих сериалов было бесценное достоинство: они все были про благородных героев. Таким образом, бразильские и прочие персонажи невольно приняли эстафетную палочку из рук Тихонова - Штирлица, у героев Баталова и Никулина […] Актриса Вероника Кастро стала в России третьим человеком по популярности в 1991 году, уступив только Ельцину и Руцкому. Это можно объяснить не столько новизной жанра, сколько тем, что ее героиня Марианна - потрясающе хороший и благородный человек! Она была морально "не хуже" Штирлица, понимаете? И в 91-м году, когда люди копили деньги на картошку, она была единственным человеком в телевизоре, который утверждал:
а) в любых обстоятельствах важно оставаться хорошим человеком;
б) за перенесенные страдания ты обязательно будешь вознагражден, все закончится хорошо!"
Дондурей Д.Б., Наши сериалы предлагают жить вчера (интервью), журнал "Огонек", 2004 г., N 45, c. 14-15.
4.5. Правильно/образцово - неправильно…
В данной схеме термин "эталон" выступает в своем изначальном значении: образец для подражания, для копирования…
ПРИМЕР N 4.18. "Троица" А. Рублева с момента своего создания "была любимейшей иконой древнерусских художников", служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений".
Ионина Н. А., Сто великих картин, М., "Вече", 2000 г., с. 24.
ПРИМЕР 4.19. "Римское право может быть проинтерпретировано как первая систематически разработанная теория принятия решений. Эти решения касались различных проблем осуществления хозяйственной деятельности. В рамках римского права решение впервые было представлено в качестве ответа, который регламентировал осуществление дальнейшей предметно-практической деятельности. Чаще всего римское право предписывало действовать по жестко заданному алгоритму. Эти алгоритмы могли, например, строго прописывать порядок передачи каких-то объектов в собственность, определять права на вещи, регламентировать систему взаимоотношений внутри семьи и т.д. Римское право предлагало строгие и последовательные инструкции, как и при каких обстоятельствах необходимо действовать. Если же событие было достаточно индивидуализировано и требовалось принятие решения за рамками прописанного права, то в этом случае в римском праве предлагался некоторый алгоритм того, как следует действовать, в каком случае судья мог самостоятельно принимать решения, не опираясь на ранее сформулированные варианты ответов таких крупнейших римских юристов, как Папиниан, Ульпиан, Павел, Гай, Модестин, Цельс".
Сорина Г.В., Принятие решений как интеллектуальная деятельность, М., "Гардарики", 2005 г., с. 41-42.
Кроме того, можно найти немало примеров использования "анти-образцов", показывающих, "каким быть не надо":
ПРИМЕР N 4.20. "При сопоставлении социограмм, составленных разными специалистами в разных группах, бросаются в глаза некоторые общие черты, а именно непременное наличие определенных категорий учащихся в структуре почти каждого класса. Детальная разработка этой проблемы с выделением конкретных социально-психологических ролей (ниш) требует масштабных эмпирических изысканий. Поэтому остановимся на вполне очевидной фигуре, наличие которой можно отметить в большинстве социограмм, - фигуре изгоя, или аутсайдера. Хотелось бы разобраться, чем определяется сам факт появления такой фигуры в структуре группы. Первое предположение, подсказанное здравым смыслом, состоит в том, что в роли отвергаемого оказывается человек, обладающий определенными особенностями, которые не находят одобрения у других членов группы. Однако некоторые эмпирические наблюдения позволяют предположить, что такого рода особенности выступают не столько причиной, сколько поводом для отвержения. Подлинной причиной выступает наличие "вакансии" изгоя в структуре группы. Если в группе эта ниша уже кем-то заполнена, то другому, скажем - новичку, надо обладать чрезвычайно сильно выраженными негативными особенностями, чтобы заслужить отвержение. Столь же выраженные особенности, как и у "штатного" аутсайдера, могут уже и не вызвать отвержения. В своем составе группа может терпеть двух-трех изгоев. Дальше наступает перенаселение ниши, которому группа начинает препятствовать: если в составе группы слишком много недостойных членов, это снижает ее статус. Некоторые другие ниши, которые, похоже, также существуют в структуре группы и представлены ролями неформального лидера, "шута", "первой красавицы", могут быть заполнены лишь одним человеком. Появление нового претендента на такую роль приводит к острой и довольно кратковременной конкуренции, которая неизбежно вскоре завершается вытеснением проигравшего в другую нишу.
Однако вернемся к аутсайдеру. Чем продиктована необходимость этой ниши в структуре группы? Можно предположить, что человек, наделенный в группе социометрическим статусом изгоя, выступает своего рода козлом отпущения. Эта фигура необходима для самоутверждения остальных членов группы, для поддержания на достаточно высоком уровне их самооценки. Если эта ниша пустует, то члены группы оказываются лишены возможности выигрышного сравнения себя с кем-то менее достойным. Аутсайдер, обладающий выраженными негативными чертами, служит удобным оправданием для всех, кто также не лишен этих черт. Своей явной или, чаще, искусственно акцентированной ущербностью он фокусирует на себе проекцию всего группового "негатива". Такой человек служит необходимым элементом баланса всей социально-психологической "экосистемы"".
Степанов С.С., Популярная психологическая энциклопедия, М., "Эксмо", 2005 г., с. 75-76.
ПРИМЕР 4.21. На какие темы нельзя высказываться в США?
Рассказывает дьяк Андрей Кураев: "Пока речь идет о мире, который достаточно терпим к различным убеждениям, в этом нет ничего страшного. Но если вдруг у государства проявятся идеологические приоритеты - официальные или не официальные, - это может серьезно сказаться на судьбе гражданина. Что, кстати, очень хорошо заметно в США и в Европе. Там есть правила политической корректности, запретные темы для обсуждения.
Например, тот, кто попробует поставить вопрос о преимуществах христианства перед иудаизмом или займется критикой иудейской мистики, сразу лишится работы. На это работает огромная машина - Антидиффамационная лига называется, - которая отслеживает "некорректные высказывания".
В одной из своих книг, посвященных проблеме антисемитизма в русской литературе, они обозвали всех русских классиков антисемитами. Даже Пушкина. Это меня удивило. Господи, думаю, а этот-то эфиоп, негритенок как же в антисемитах оказался? Прочитал и обнаружил ключевую фразу: "Антисемитизм Пушкина проявился в том, что он не создал ни одного крупного положительного образа еврея". В США сейчас еврейская диаспора занимает роль КПСС в Советском Союзе".
Никонов А.П., Сливки. Портреты выдающихся современников кисти Александра Никонова, М., "Глобулус", "НЦ ЭНАС", 2004 г., с. 74-75.
* * *
Естественно, эталон может вводится и с использованием комбинации вышеописанных схем… Не сработает с первого раза - сработает в результате многочисленных повторений. Не сработает одна схема - сработает другая.
ПРИМЕР N 4.22. "На опыт церкви любил ссылаться и Йозеф Геббельс, аргументируя необходимость бесконечного повторения в пропаганде: "Никто из прихожан не скажет: "Святой отец, вы об этом уже говорили в прошлое воскресенье". Дело обстоит как раз наоборот: люди идут в церковь и изо дня в день слушают одни и те же проповеди. Мало того, они слушают их с терпением и вниманием. То, что годится для церкви, годится и для пропаганды" (Цит. по: Рисе К. Адвокат дьявола Геббельс, М., 2000 г., с. 339). Геббельс умело использовал "технологии" церкви, поставив их на службу мифологии Третьего рейха".
Цуладзе А., Политическая мифология, М., "Эксмо", 2003 г., с. 219.
Заметим, что из всех вышеперечисленных примеров, пожалуй, только Римское право (см. ПРИМЕР 4.19) является "долгоиграющим" произведением. Вряд ли большинство Читателей, не имеющих юридического образования, близко знакомы с текстом Римского права. Но если бы ознакомились, были бы поражены: в каком количестве современных текстов "растворены" его идеи…
Подробнее об этом "растворении" и других механизмах, порождающих долгоиграющие произведения, будет рассказано в последующих разделах.
КОНТАКТ с АВТОРОМ:
И.Л. Викентьев
тел./факс: (812) 571-27-27, 970-27-27
e-mail: info@triz-chance.ru
Вернуться к Оглавлению материала о Великих книгах: Викентьев И.Л., Импульсные и долгоиграющие произведения
Вернуться к списку статей
|
|
|