Креатив, креативный
Викентьев И.Л.
Слово "творчество" имеет много значений, о которых спорят с древних времен... В 90-х годах XX века в бизнес-сообществе замелькали слова: "креатив", "креативный". Слово "креатив" было принесено в русский язык рекламщиками как калька с английского "creative" - творчество, творческий (хотя есть и латинский термин: "creatio" - сотворение, создание).
Казалось бы, почему не использовать привычное русское слово "творчество"?..
Используя западный термин, мы интуитивно разделяем: есть долгие и многомерные обсуждения различных аспектов творчества, а есть необходимость производства идей: "на потоке" в том же рекламном агентстве: слоганы, эхо-фразы, эскизы для печатной и наружной рекламы, сценарии праздников и т.п. (Хотя согласимся: да, часто рекламное творчество - творчество низкого уровня и дает повод для многочисленных пародий...)
Употребляя слово "креатив" мы подчеркиваем, что речь идет не об многоумных разговорах, а именно о производстве творческих идей. Будет ли это производство благодаря наличию личных способностей либо союзу человека и экспертных систем - вопрос вторичный.
Принято различать "креатив" (как результат или процесс работы) и различные
методы получения креативных идей - см., например, Морфологический анализ.
См. также:
Вебинар И.Л. Викентьева о творчестве и креативе
Отчёт: "Исследование гениальности и талантливости"
Научно-методическая Конференция по креативности
Видеоролики о методиках креатива