Новости Новости
Статьи и методики Статьи и методики
Семинары по PR Семинары по PR
Литература Литература
Форумы Форумы
Демо-версии Демо-версии
Цены Цены
Комплектация Комплектация
Ваш заказ Ваш заказ
ТРИЗ-ШАНС ТРИЗ-ШАНС
Ссылки Ссылки
Рассылка Рассылка

Подписчиков



Эталонный сайт по ТРИЗ

Окрытые методики рекламы и Public Relations

Видео: ТРИЗ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТРИЗ
(версия 1.2)

© И.Л. Викентьев, Система "ТРИЗ-ШАНС", 1991 г.

  • Принципы обучения ТРИЗ, отличающиеся тем, что в основу обучения положена передача ученику деятельности, а не передача знании, как в традиционных системах обучения.
  • Принципы обучения по п. 1, отличающиеся тем, что деятельность, которую передают при обучении, рассматривается на четырех уровнях: физиологическом, эмоциональном, информационном и методическом.
  • Принципы обучения по пп. 1 и 2, отличающиеся тем, что в основу их реализации положен принцип доминанты, описанный А.А. Ухтомским.

1. ЧТО ПЕРЕДАТЬ УЧЕНИКУ?

     Чему учат в школе, вузе?
     Десять из десяти опрошенных ответят: "Знаниям, конечно!"
     А чем надо овладевать?
     Скорее всего, новый вопрос поставит спрашиваемых в тупик...
     Каков ответ автора?

     Дело в том, что по мере развития европейской цивилизации время обновления техники, социальных структур становится все короче продолжительности отдельной человеческой жизни. Скорость передачи опыта "от отца к сыну" в семье, в ремесленной мастерской вступила в противоречие со скоростью обновления производства. И тогда возникают массовые школы. Их основная идея и по сей день неизменна: надо сравнительно быстро дать ученикам некоторый спектр знаний, а потом, после выпуска... Стоп! Оказывается, бывшему ученику или студенту остается проделать на практике самое сложное - соединить разрозненные знания!

     Автор, как бывший инженер-конструктор, свидетельствует: современный выпускник машиностроительного вуза не в состоянии самостоятельно выполнить чертеж болта или шестерни, написать технологический процесс их производства... Должен, но не может! Ведь для этого ему нужно соединить знания по технической механике, сопротивлению материалов, деталям машин, черчению, технологии обработки металлов и т.д. Поэтому новоиспеченный специалист берет альбом чертежей и, по аналогии с уже сделанными работами старших товарищей, чертит свой первый болт…

     А по данным, проведенным в 1987 году министром здравоохранения Е.И. Чазовым, 40% выпускников медицинских ВУЗов полностью лишены практических навыков. Вот плата за передачу знания, а не - и тут мы произнесем важный термин - деятельности, подобно той, что передавал раньше "отец сыну".

     Учитывая, что данный термин многозначен и чрезвычайно по-разному трактуется различными авторами, оговорим, что мы будем понимать далее под этим термином.

     ФЭИМ - единство и борьбу ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, ИНФОРМАЦИОННОГО и МЕТОДИЧЕСКОГО уровней человека - см. Фиг. 1.

Фиг.1.

Фиг. 1.

     Конечно, эти уровни выделены условно и никакой Китайской стены между ними нет…

     Вспомним: недаром у древних философов ученики жили вместе с ними, постоянно общались и перенимали видение мира - это был единый путь людей, познающих мир. Да и сегодня при овладении сложными профессиями космонавта, медика, разведчика, летчика, актера, преподаватель передает не столько знания, сколько деятельность. Курсант летного училища, управляя учебным самолетом вместе с инструктором, буквально всеми мышцами и эмоциями прочувствует секреты мастерства... А начинающий преподаватель ТРИЗ учит формулам изобретательства, забывая (или не умея?) привить ученикам, например, радость творчества, радость самостоятельного открытия...

     Не это ли причина распада кружков "Юный изобретатель"?

     Может быть, в своей устремленности к покорению природы европейская культура ограничила человека? Ибо из всех уровней деятельности был взят и развит рациональный разум (ИНФОРМАЦИОННЫЙ уровень, по нашей терминологии) А для качественного обучения в идеале следует передать не знания, а деятельность.

     Что будет, если не передать творческую деятельность?

     По данным председателя Государственного комитета СССР по народному образованию Г.А. Ягодина, лишь 2-3% малышей относятся к категории талантливых... Хочется верить, что процент талантливых людей все же выше, хотя признаем: число неординарно мыслящих и действующих ребят "на выходе" из школы невелико.

     Налицо противоречие: обществу для продвижения вперед нужны творцы, а массовая школа не формирует у учеников творческий тип деятельности.

     Как разрешается сформулированное противоречие за рубежом?

     На сегодняшний день так же, как происходил поиск талантливых спортсменов при возрождении Олимпийских игр: отбирали тех, "кто уже умеет". Так, в Бронкскую школу для вундеркиндов в США отбор идет из 10 000 ребят, а в 17-ти американских штатах созданы специальные школы-интернаты для одаренных детей. Затраты в них на одного ученика - до 16 000 долларов в год...

     Конечно, работа с теми, "кто уже умеет", - полезные мероприятия, но стратегически они ведут в тупик.

     Почему?

     Обществу во все времена не хватало талантливых инженеров, врачей, юристов, педагогов...

     Неизбежно - хотим мы того или нет - возникает задача обучения творчеству с детства. И здесь полезно различать два случая.

     Первый, более предпочтительный, когда воспитание ведется в творческом режиме, начиная с раннего детства (известны опыты по "воспитанию" еще в период беременности).

     Второй путь - скорее, вынужденно-реальный - коррекция, например, у школьников навязанных им стереотипов массового создания, поведения и помощь в выведении их на творческий путь.

     Заметим, что в педагогике издавна сложилось два подхода к воспитанию и обучению: "сверху" - от цели, задаваемой обществом и воспитателем, и "снизу" - от раскрытия задатков (Ресурсов) ребенка. Обе крайности опасны. Необходимо гармоническое сочетание, с одной стороны, подхода от цели воспитания и, с другой, - от задатков ребенка, подобно тому как выявляются и используются Ресурсы по достижению идеального конечного результата в АРИЗ-85В. Например, автор статьи не разделяет модные увлечения по раннему и сверхраннему обучению детей именно рациональным процедурам: счету, письму, чтению, считая это преждевременным. Что же необходимо развивать у маленького человека? Уровни деятельности, поскольку ступени развития индивидуального сознания выступают в форме сокращенного воспроизводства ступеней, исторически пройденных человеческим сознанием...

     Первый уровень - ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ - воспитание нормального, здорового малыша. Далее, не бросая эту линию, необходимо переходить и к ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ уровню: научить ребенка концентрировать внимание, видеть, слышать, переключаться, запоминать, адекватно понимать другого человека (см. Фиг. 1). То есть нужно сформировать нормальную эмоционально-чувственную сферу для развития интеллекта на последующих этапах. При этом нельзя путать здоровье, здоровую психику, и узкотехнические навыки, например "растяжку" у юных гимнастов или постановку пальцев у юных пианистов. Здоровая психика нужна во все времена, а узкотехнические навыки, видоизменяются.

     Известны случаи, когда, например, человеческие дети росли в джунглях и "воспитывались" животными. И если ребенок попадал к людям в возрасте 7-8 лет, процесс очеловечивания был практически невозможен: было пропущено формирование языка, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО уровня деятельности (т.н. "эффект Маугли"). Лучшая книга по развитию эмоциональной сферы, из известных автору: Гиппиус С.В., Гимнастика чувств, Л.-М., "Искусство", 1967 г. и мы отсылаем к ней всех желающих.

     Трудно, да и не нужно указывать точные границы этапов по формированию того или иного уровня деятельности: они диффузны, размыты. Важно другое - по нашим экспериментальным данным, дети уже в 12-14 лет по уровню мышления ничем не отличаются от взрослых. Оговоримся - мы имеем в виду процесс мышления, а не эрудицию, "домашние заготовки", которыми так часто гордятся иные взрослые.

     Ребенок растет, развивается. В 12-14 лет четко фиксируется спад умственных способностей - это хорошо видно по результатам решения нестандартных учебных задач. В чем дело? Вряд ли причина только в половом созревании, хотя не учитывать его нельзя (это конфликт между Физиологическим и Информационным уровнями деятельности - Фиг. 1). Из биологии известен закон: индивидуальное развитие особи в свёрнутом виде повторяет развитие вида в целом.

     Действительно, по данным антропологов 40 000 - 100 000 лет назад развитие индивидуального мозга человека замедлилось. Может быть - допустим, по аналогии - вторая причина спада умственных способностей в достижении некоторого предела развития? Точного ответа на этот вопрос нет. Однако на основании своего опыта работы мы знаем: если в этом возрасте переходить от психологических способов решения задач к непсихологическим, упомянутый спад удается предотвратить, а в удачном случае - повысить умственные способности ученика.

     "А разве существуют непсихологические способы решения задач?" - вправе удивиться читатель.
     Конечно.
     Думаем, читатель согласится, что и таблица Менделеева, и таблица умножения, и формула Виетта для нахождения корней квадратного уравнения изначально отсутствуют в психике человека.

     Перечисленное в предыдущем абзаце - МЕТОДИЧЕСКИЙ уровень деятельности, на котором сконцентрирован труд многих поколений людей. Методические процедуры "талантливого мышления" ни в коем случае не отменяют и не заменяют индивидуальную психику, а скорее, надстраивают и усиливают ее - см. здесь.

     ПРИМЕР
     Так, одну из групп лаборатории "Юный изобретатель" исследовала психолог из НИИ общих проблем воспитания и обучения Академии педагогических наук и давала тест: "Что можно сделать из обычного кирпича?". Вместо ожидаемых ответов: "Построить дом, вымостить дорожку", она получила гамму решений с использованием... кирпичной пыли. Психолог высоко оценила способности ребят: такое преобразование монолитного кирпича, по ее словам, характерно лишь для одаренных личностей. На самом деле, испытуемые вполне осознанно использовали ТРИЗ-прием "Дробление"...

     Вероятно, этот прием иллюстрирует принципиальную ограниченность психологии творчества, с ее явным или неявным сведением творческой задачи лишь к работе индивидуального мозга...

     Теперь понятно разрешение противоречия, сформулированного несколькими абзацами выше: да, мы, действительно, не можем сообщить ученику даже малой доли ИНФОРМАЦИИ, непрерывно нарабатываемой человечеством, но мы можем научить его МЕТОДУ - формулам талантливого мышления. Мы будем передавать ему не столько ИНФОРМАЦИЮ, как собрание готовых ответов, сколько МЕТОД их получения. […]

     Все изменяется, но законы этого изменения, методы преобразования систем меняются медленнее всего - именно этому мы учим взрослых и ребят. Уже сегодня в среде ТРИЗ есть люди, способные стабильно решать научные и технические задачи в незнакомых им областях, успешно вести педагогическую деятельность, писать статьи и книги, - то есть, они способны быстро устанавливать закономерности и пользоваться ими.

     Итак, освоение МЕТОДИЧЕСКИХ уровней, деятельности, в частности, освоение ТРИЗ в гармоническом соединении с предыдущими уровнями завершает освоение изобретательской деятельности. Если ученик захочет, он может начинать проектировать и строить на этой базе свою деятельность по достижению Достойной Цепи...

     Рассмотрев четыре уровня деятельности и их взаимопереходы, зададимся вопросом: а где действительно присутствует не только единство, но и противоречия, например, описанные Зигмундом Фрейдом конфликты между ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ И ИНФОРМАЦИОННЫМ уровнями деятельности?

     Учитывая это, сейчас разрабатывается теоретический аппарат для описания действий отдельного человека, взаимодействия людей в виде сети противоречий. Надеемся в скором времени ознакомить с ним читателей...

     Обычно педагогов, приступающих к обучению ТРИЗ школьников, интересует вопрос: могут ли в этом помочь разработки отечественных педагогов-новаторов? Могут, но не более чем в качестве одного из элементов создаваемой педагогики творчества.

     Известные педагоги-новаторы умеют хорошо обучать на ИНФОРМАЦИОННОМ уровне, изредка задевая ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ и совершенно не затрагивая МЕТОДИЧЕСКИЙ уровень деятельности. Конечно, можно и нужно взять для обучения ТРИЗ тактические приемы, например опорные сигналы и конспекты блестящего донецкого учителя Валентина Федоровича Шаталова. Но, к сожалению, нам не у кого заимствовать приемы воспитания творческой личности - их придется создавать самим. (О критериях творческой личности, выявленных на большом массиве исторической информации, см.: Вёрткин И.М., Бороться и искать, в сборнике "Нить в лабиринте", Петрозаводск, "Карелия",1988 г.)

     И последнее: необходимо разобраться: в чем отличие собственно ТРИЗ от методики обучения ей? Соотношение между ТРИЗ и педагогической методикой приблизительно такое же, как между законами аэродинамики и системой приемов обучения летному мастерству. Если ТРИЗ изучает закономерности развития технических систем, то методика обучения изучает закономерности деятельности человека по овладению этой теорией.


См. продолжение материала: Принцип доминанты А.А. Ухтомского




     Место первой публикации: Журнал ТРИЗ № 2.2. 1991 г., с. 18-23.


     Комментарий И.Л. Викентьева, 2003 г.:
     15 октября 2003 г., в день рождения первого разработчика ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ Генриха Сауловича Альтшуллера, был открыт официальный сайт: http://www.altshuller.ru, содержащий более 100 его работ и выпущена электронная книга "Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы". Мы адресуем к этим источникам всех, интересующихся ТРИЗ. Кроме этого, можно порекомендовать два материала по теме статьи:      Более детально принципы коррекции нежелательных доминат и стереотипов описаны в Главах 4 и 13 здесь.

     КОНТАКТ с АВТОРОМ:
     И.Л. Викентьев
     тел./факс: (812) 571-27-27, 970-27-27
     e-mail: info@triz-chance.ru



Вернуться к списку статей


Copyright © ООО "ТРИЗ-ШАНС", 2003.
Любое использование текстов и дизайна может
осуществляться лишь с разрешения ООО "ТРИЗ-ШАНС".
Основание: "Закон об авторских правах и смежных правах" PФ и международные нормы.
English
На главнуюПодписка на новостиДилерамФорумыТРИЗ-ШАНСПишите НовостиПодписаться на рассылкуСсылкиТРИЗ-ШАНСВаш заказКомплектацияЦеныДемо-версииФорумыЛитератураСеминары по PRСтатьи