Новости Новости
Статьи и методики Статьи и методики
Семинары по PR Семинары по PR
Литература Литература
Форумы Форумы
Демо-версии Демо-версии
Цены Цены
Комплектация Комплектация
Ваш заказ Ваш заказ
ТРИЗ-ШАНС ТРИЗ-ШАНС
Ссылки Ссылки
Рассылка Рассылка

Подписчиков



Эталонный сайт по ТРИЗ

Окрытые методики рекламы и Public Relations


А.С. МАКАРЕНКО и СОЗНАТЕЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА

© И.Л. Викентьев, 1985 г.

     Публикуем фрагмент рукописи об известном педагоге А.С. Макаренко, написанной И.Л. Викентьевым в 1985 году. Вероятно, некоторые аспекты построения коллектива из бывших беспризорников могут быть полезны и современным менеджерам...



     "Я всегда честно старался разобраться в теории (имеется в виду теория воспитания коммунистической личности. - Прим. И.Л. Викентьева), но с первых ее строк у меня немедленно разжижались мозги. Никому ведь в голову не приходило составить хотя бы список признаков настоящей коммунистической личности. Я не мог понять, как это случилось, что огромной практической важности вопрос о воспитании миллионов детей [...] решается при помощи простого, тёмного кликушества и при этом на глазах у всех"

     Макаренко А.С., изъятый цензурой фрагмент "Педагогической поэмы" цитируется по статье: Макаренко превращал воришек в менеджеров, газета "Комсомольская правда в Украине" от 13.03.2002 г.

     Макаренко и коллектив… До последних дней в коммуне, он - острие вектора. Лидер. Плюсы такого положения понятны, минус - коллектив оказался не жизнестоек без своего лидера.

     Теперь разберемся: а был ли коллектив коммунаров результативным? Что они там делали? В школу ходили, в поле работали? Ну, в мастерских… Ну и что? Тем более сам Макаренко признавал: "… из горьковцев не вышли ни писатели, ни художники, и не потому не вышли, что таланта у них не хватало, а по другим причинам: Захватила их жизнь и ее сегодняшние требования" [1, т.1, с. 636].
     Мы склонны считать этот коллектив результативным.
     И вот почему.
     В процессе развития колонии (потом - коммуны) коллектив решал главный вопрос любой работоспособной системы: вопрос существования.
     А уровень решения и производная от него - темп решения, пожалуй, до сих пор не превзойдены.

Формирование коллектива.

     Начнем с краткой формулы: в начале А.С. Макаренко работал на Дело, потом это Дело начало работать на Макаренко: его ищут люди, истосковавшиеся по свежей деятельности; ему присылают свои дневники, записки, наблюдения.

     Вот пара кратких характеристик людей, нашедших себя в колонии: "…с первого взгляда становится ясно, что ничего, кроме работы, Перский (организатор клубной работы - Прим. И.Л. Викентьева) не знает, собственная персона для него менее всего занимательна"; Сенька Марголин - киномеханик. "В коммуне он должен бывать два раза в пятидневку, пропустить фильм... Но коммунары давно усовершенствовали Марголина. Чего только Марголин не делает: он и ремонтирует проводку, и чинит моторы, и устраивает иллюминацию, и … он влюблен в коммуну. Из-за коммуны он забыл дом, семью, жену, семейное счастье" [1, т. 2, с.222].

     На этапе сознательного управления воспитанниками (см. п.2.1. и 3 часть "Педагогической поэмы"), А.С. Макаренко лепил коллектив по следующей линии:

требование руководителя -> формирование актива и требование актива -> формирование коллектива и требование коллектива [1, т.5, с.151-152].

     На последней стадии "Когда коллектив хорошо организован, тогда можно предъявить к нему последнее трудное требование: уметь предъявлять друг другу определенные требования откровенно, прямо, по-товарищески, в лоб" [1, т.4, с.502].

     Известна суровая требовательность Макаренко к воспитанникам и педагогам.
     Гнал безжалостно.
     "Педагогические теории, доказывающие, что… вора нельзя выгнать из коммуны ("вы должны его исправлять, а не выгонять") - это разглагольствования буржуазного индивидуализма, привыкшего к драмам и "переживаниям" личности, и не видящего, как из-за этого гибнут сотни коллективов, как будто эти коллективы не состоят из тех же личностей!" [1, т.2, с.401-402].

     Рассмотрим ряд принципов формирования результативного коллектива, выделенных самим А.С. Макаренко, на которые он опирался при формировании детского коллектива.

     Вот их перечень:
  • единство цели и труда членов коллектива:
  • большая "связанность" коллектива;
  • "мажор" (активность);
  • защита;
  • торможение.

Единство цели и труда по ее достижению

     "Коллектив объединяет людей не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации труда" [1, т.5, с.354].
     В начальный этап становления колонии под давлением обстоятельств воспитатели и воспитанники "…роднились в отдельных ухватистых случаях, собирались в единое целое, имя чему - колония Горького" [1, т. 1, с.48].
     Позже, как мы уже отмечали, такое единство: сознательно поставленных целей и организации труда по ее достижению было специально культивируемо А.С. Макаренко.


Большая "связанность" коллектива

     А.С. Макаренко всячески развивал взаимопеременность состава командиров и подчиненных - в течение рабочего дня, недели, похода. Поэтому, в коллективе каждый был вынужденно связан с каждым и в разных отношениях. Коллектив не "топил" личность, а наоборот, давал возможность быстрой передачи опыта друг другу.
     Важно сознательное запрещение любых привилегий для командиров - благодаря этому не образовалось аристократии - командной касты [1, т. 1, с.200].


"Мажор" (активность)

     Термин "мажор" в современном русском языке испорчен. Но вот что сюда вкладывал А.С. Маркаренко: "Мажор" в коллективе должен иметь очень спокойный и крепкий вид. Это прежде всего проявление внутреннего, уверенного спокойствия, уверенности в своих силах, в силах своего коллектива и своем будущем. Этот крепкий мажор должен иметь вид постоянной бодрости, готовности к действию…" [1, т.5, с.82].


Защита

     "Во внутренних отношениях будничной работы воспитанники могут сколько угодно "прижимать" друг друга, пробирать на общих собраниях, …, наказывать, но вне этих специальных форм воздействия они должны отдавать должное каждому воспитаннику, прежде всего потому, что они члены одного коллектива, защищать его перед посторонними…" [1, т.5, с. 84].


Торможение

     "Это торможение не должно иметь характера муштры; оно должно быть логически оправдано пользой для организма самого воспитанника, эстетическими представлениями и удобства всего коллектива" [1, т.5, с.87].


     Антон Семенович Макаренко "…прошел тяжелый путь - путь оптимиста. Новое рождалось в густом экстракте старого: старых бедствий, голода, зависти, озлобления - толкотни и тесноты человеческой и еще более опасных вещей: старой воли, старых привычек и старых образцов счастья, Старого обнаружилось очень много, и оно не хотело умирать мирно, оно топорщилось, становилось на пути, наряжалось в новые одежды и новые слова, лезло под руки и под ноги, говорило речи и сочиняло законы воспитания. Старое умело даже писать статьи, в которых становилось на защиту "советской педагогики".
     Было время, когда это старое в самых новых выражениях кружилось и издевалось над работой… и тут же требовало от него чудес и подвижничества, Старое ставило передним сказочно глупые загадки, формулируя их в научно-нежных словах, а когда он совсем не по сказочному изнемогал, старое показывало на него пальцами и кричало:
     - Он потерпел неудачу!
     Но пока происходили все эти недоразумения, протекали годы, и было уже много нового, над чем хорошо стало задуматься…
     Да, все пришлось иначе назвать и определить, новой мерой измерить. Десятки и сотни мальчиков и девочек вовсе не были дикими зверенышами, не были они и биологическими индивидами. Он знал их силы и поэтому мог без страха стоять перед ними с большим…требованием:
     - Будьте настоящими людьми!"



Литература

     1. Макаренко А.С., Собрание сочинений в 7-ми томах, 2-е изд., М., 1957 г.

     2. Воспоминания о Макаренко, Сборник материалов, Л., 1960 г., 347 с.

     3. БСЭ, 2- е изд., том 26, с. 89-91.

     4. Журнал "Советская педагогика", 1978 г., N 3, с.11-73 (Материалы, посвященные 90-летию А.С. Макаренко).

     5. Балабанович Е. З., Антон Семенович Макаренко. Человек и писатель, "Московский рабочий", 1963 г., 472 с.

     6. Лук А.Н., Личность ученого, Обзор зарубежных исследований, "Вестник АН СССР", 1977 г., N 5, с. 125-134.



     КОНТАКТ с АВТОРОМ:
     И.Л. Викентьев
     тел./факс: (812) 571-27-27, 970-27-27
     e-mail: info@triz-chance.ru


     См. также:

     Викентьев И.Л., Психофизиологические основы обучения ТРИЗ.
     В материале, в основу которого лег большой практический опыт, описываются принципы обучения ТРИЗ на хорошем качественном уровне.

     Викентьев И.Л., Последовательность этапов при обучении ТРИЗ и отдельные педагогические приемы.
     Результаты этой работы по сегодняшний день остаются неординарными. Статья актуальна для всех, кого интересует развитие творческих способностей подростков, подготовка профессональных креаторов и исследователей...


Вернуться к списку статей


Copyright © ООО "ТРИЗ-ШАНС", 2003.
Любое использование текстов и дизайна может
осуществляться лишь с разрешения ООО "ТРИЗ-ШАНС".
Основание: "Закон об авторских правах и смежных правах" PФ и международные нормы.
English
На главнуюПодписка на новостиДилерамФорумыТРИЗ-ШАНСПишите НовостиПодписаться на рассылкуСсылкиТРИЗ-ШАНСВаш заказКомплектацияЦеныДемо-версииФорумыЛитератураСеминары по PRСтатьи