Тренинг мышления, Тренинг развития мышления
Online-лекции И.Л. Викентьева
о развитии мышления
Обычно под мышлением понимают систему процессов (внимание, восприятие, ассоциации, образование понятий и суждений и т.п.), лежащих в основе познания человека, а под творческим мышлением - способность находить новые подходы и необычные решения проблем. Важно отметить, что под словом "новый" можно понимать:
a) подход, новый только для Автора решения;
b) подход, новый для неспециалистов;
c) подход, новый для специалистов профессиональной организации / страны;
d) подход, новый для специалистов всего мира.
Очевидно, что достижения уровня d) наиболее профессиональны.
Приведем характерное упражнение из тренинга развития мышления, которые можно отнести к разминочным упражнениям для уровня b).
ПРИМЕР. "Попробуйте объяснить разницу между разворотом журнала "Плейбой" и картиной Ренуара, на которой изображена обнаженная девушка. Обсудите это в группе и посмотрите, сможете ли вы прийти к какому-то заключению и выразить его на операционально-экзистенциальном языке, не потеряв при этом его смысл. [...]
ЦРУ называет некоторые свои акты "ликвидацией с максимальной осторожностью". Пресса же описывает эти события как "убийства". Попробуйте объяснить друг другу разницу. Представьте себя на месте жертв. Имеет ли для вас хоть какое-нибудь значение то, как будет называться ваша смерть: "ликвидация с максимальной осторожностью" или "убийство"?"
Р.А. Уилсон, Квантовая психология, М., "София", 2006 г., с.83-87.
На момент написания данной статьи Автору не известны примеры действительно небанальных задач, решенных после подобных тренингов мышления.
С более результативными и непсихологическими подходами можно ознакомиться здесь:
Викентьев И.Л., Современные методики творчества / креатива (обзор)
Викентьев И.Л., О сравнении психологических и методических подходов
Викентьев И.Л., Морфологический анализ, как способ решения творческих задач
Соколов Г.Б., Системы поддержки принятия решений
Научно-методическая Конференция по креативности