КАК САМОМУ СДЕЛАТЬ ПЛОХОЙ ДОКЛАД ПО ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА, МАРКЕТИНГА, РЕКЛАМЫ И PUBLIC RELATIONS
|
© И.Л. Викентьев, Система "ТРИЗ-ШАНС", 1996 г.
Автор этой статьи "по должности" участвует в работе многочисленных Конференций, Симпозиумов и Семинаров, посвященных теории менеджмента, маркетинга, рекламы и public relations (PR).
Робкая цель статьи: снижение количества околонаучной халтуры на этих конференциях.
Все, за исключением первого, приводимые Примеры и закавыченные цитаты, увы, реальные.
- Привет! Ты чем занимаешься?
- Да вот, науку вбок двигаю...
- ?!
- Ну, понимаешь, вперед - мозгов не хватает.
Назад - начальство не разрешает. Вот в бок и двигаю...
|
КАК СДЕЛАТЬ ПЛОХОЙ ДОКЛАД? (ТРИВИАЛЬНЫЙ ПОДХОД)
|
|
Есть несколько проверенных способов:
- Долго обещать всем и не придти на свой Доклад.
- Придти только на свой Доклад и, не слыша остальных выступлений и не всегда четко зная название конференции, выступить откровенно "не в тему".
- Если имеется только Доклад, никак не связанный с тематикой конференции, а "выступить очень хочется" (например, из диссертационных соображений), то придумать вводную фразу, кое-как увязывающую доклад с названием конференции, а остальную часть доклада прочитать без изменения (в стиле: "Маркетологи СНГ, на мой взгляд, незаслуженно обходят стороной такое явление рынка, как сезонная заготовка самоопыляющихся огурцов. Огурец - это зеленый продолговатый плод...")
- Не готовить Доклад заранее, а попытаться "начать думать" прямо на трибуне.
Но это, как говорят математики, тривиально. Рассмотрим основные способы делания настоящего плохого Доклада с претензией на содержание и наукообразность.
|
КАК НЕТРИВИАЛЬНО СДЕЛАТЬ ПЛОХОЙ ДОКЛАД? (НАУЧНЫЙ ПОДХОД)
|
|
Рассмотрим последовательно формулы-названия основных наукообразных докладов и поставим им Диагноз.
ФОРМУЛА - 1
"НА МИРУ И СМЕРТЬ КРАСНА" или "ПРИЛЮДНАЯ ЖАЛОБА":
- "нас не понимают" ("...нас, специалистов по этногерменевтике, понимают не все!");
- "нам мало платят";
- "нужен Госзаказ на специалистов по рекламе";
- "мы не можем гарантировать трудоустройство наших студентов-маркетологов!"
(Примечание: по мнению автора статьи, так может жаловаться кто угодно, но не лица, готовящие маркетологов и рекламистов);
- "у нас нет разработанной законодательной базы";
- в сотый раз - жалоба на давно известную проблему, например: "...мальчики идут в те ВУЗы, где есть освобождение от армии, а мы частная структура - у нас такого нет" (повторять минимум 20 раз хорошо поставленным голосом в течение 35 минут для 60 не вчера родившихся преподавателей ВУЗов).
ДИАГНОЗ
К науке отношения не имеет. Но периодически выдается Оргкомитетом очередной конференции за постановку проблем, а если докладчик - Ректор, то - за "свежий взгляд на современную проблематику".
Докладчик рассказывает о том, о чем он в результате высшей нервной деятельности в состоянии рассказать, а не о реальных проблемах и их решении.
Кстати, в отличие от учителей школ и мелких чиновников, настоящие специалисты по маркетингу и рекламе просто не имеют права просить, чтобы "им платили побольше". Им всегда платят достаточно.
ФОРМУЛА - 2
"ДАВАЙТЕ ТОЧНО ОПРЕДЕЛИМ ПОНЯТИЯ", поскольку:
- "... мы должны четко отделить маркетинг от рекламы, а рекламу от public relations!";
- "... мы не можем обучать студентов маркетингу, пока это понятие точно не определено".
ДИАГНОЗ
"Болезнь зловредного определительства", как правило, прикрывающая отсутствие реальных научных результатов Докладчика.
Из науковедения известно: исчерпывающе точные определения вырабатываются в конкуренции ряда научных школ не на "заре" новой науки (дисциплины), а на её "закате"...
Более глубинная проблема: приличное обучение строится не столько на "научных определениях" и поверхностно-описательных построениях, сколько на инструментальных моделях [2]. Именно так учат дипломатов, разведчиков, то есть там, где качество обучения напрямую связано с безопасностью страны.
ФОРМУЛА - 3
"ЭТО ТАК ВАЖНО, ЧТО Я ПЕРЕСКАЖУ..."
Вульгарный пересказ чужой работы
- в лучшем случае со ссылкой на Автора. Усложненный вариант: пересказ чужих идей (моделей), но с помощью собственных терминов и без ссылок.
Особо тяжелые формы:
- зачитывание таблиц с цифрами (при отсутствии подготовленных плакатов и слайдов);
- самозабвенное зачитывание постановления Министерства;
- зачитывание главки из учебника по "не нашей" жизни (зарубежного).
ДИАГНОЗ
Опасно для Докладчика: "уши" чужих идей торчат из работы и хорошо опознаются минимально начитанными коллегами (опыт показывает, что задиктовка материалов из известных публикаций бывает различима даже студентами...). В ряде случаев, списав чужие материалы, Докладчик не в состоянии ответить на вопросы по "своим" же рекомендациям.
См. также: "Закон об авторских правах и смежных правах".
Тяжелые же формы - например, прилюдное чтение официальных материалов - не лечатся. Проверено.
Иногда ФОРМУЛА-3 некреативно переходит в ФОРМУЛУ-4:
ФОРМУЛА - 4
"А ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ" или "КИНО ПОСМОТРИМ!"
- "В начале Доклада я хотел бы провести небольшой мозговой штурм: как Вы думаете, что такое конкуренция? А Вы, девушка, как думаете? А Вы? Очень интересное мнение! А теперь мы поработаем в группах..." (докладчика не волнует, хотят ли Слушатели "работать в группах");
- "Давайте для иллюстрации моего Доклада просмотрим фрагмент одного старого фильма, который я очень люблю" .
ДИАГНОЗ
10-20 минут Доклада убито, по сути докладчиком ничего не сказано…
ФОРМУЛА - 5
КОМБИНАЦИЯ СЛОВ (ПОНЯТИЙ) или "МОЯ НОВАЯ НАУКА"
Попытка придумать собственную науку путем комбинации уже известных слов, понятий (в отсутствии экспериментов, естественно).
Готовое самооправдание новой науки обычно строится по алгоритму из 2-х пунктов:
- известные подходы решают не ВСЕ проблемы, поэтому нужна новая (моя) наука;
- именно мой комплексный подход органично обобщает ВСЕ лучшее, что было до нас.
ДИАГНОЗ
Да, есть такая игра младшей группы в детском саду - составлять новое слово из кубиков. Но наука соединением пары терминов не делается... Даже в ультрамодных течениях маркетинга и PR.
См. также: Викентьев И.Л., Почему невыгоден плагиат или пять плюсов корректного цитирования
ФОРМУЛА - 6
"КАК ЖЕ МОЖНО БЕЗ МОЕГО -ИЗМА?"
или "НУ ДАЙТЕ ЖЕ НЕМНОЖКО ЗАРАБОТАТЬ!"
1. "Нынешние студенты-педагоги утратили знание основ теории К.С. Станиславского! (напоминаю - речь идет о конференциях не по театральному мастерству или школьной педагогике, а по менеджменту, маркетингу, рекламе и public relations) …
Именно мы разработали хороший игротренинг для студентов - будущих школьных педагогов…
Вывод: без игротренингов специалист по связям с общественностью - не специалист. Обращайтесь, вот мой домашний телефон..."
2. "Недостаточно быть специалистом только в PR, надо получить еще одну специальность в нашем ВУЗе, например, мы недавно открыли "Музееведение".
3. "Специалист по связям с общественностью не может работать без знания книговедения! Поэтому необходимо включить в стандартную программу разработанный нами курс по книговедению для полиграфических институтов".
Усиление: нагнетание псевдопроблем с последующим обещанием их решить, например вот так: "Не зная, как создается прибавочная стоимость в рекламе, нельзя учить рекламе и заниматься ею!"
ДИАГНОЗ
Естественно, всем хочется заработать. Но конференции существуют для обсуждения научной проблематики и, к счастью, не являются филиалами биржи труда. А действительно приличные специалисты по маркетингу и рекламе и без помощи бирж находят себе работу.
ФОРМУЛА - 7
СВЕДЕНИЕ ДОКЛАДА К СВОЕЙ "ДЕВИЧЬЕЙ":
- специальности;
- диссертации, давшейся тяжким некреативным трудом;
- семейно-бытовой проблеме;
- любимой лекции (например, превращение выступления на Конференции для профессионалов в чтение любимого куска лекции для еще невинных студентов).
ДИАГНОЗ
Личные пристрастия - это замечательно. Но приличные учёные умеют через них переступать, isn't it?
ФОРМУЛА - 8
"ЗАМАХ ГРАНДИОУЗУС"
- "... мы должны пойти к нашим политикам и учить их искусству парламентской беседы";
- "Мы должны выпускать не просто специалиста по PR, а высоконравственного специалиста!";
- "...учитывая интересы всего человечества, основам коммуникации нужно учить каждого человека!";
- "... этично ли учить манипулированию? - ибо это не связано с традициями долготерпения, архаики и соборности".
Частный случай: докладчик начинает выступление с отрицания самого предмета Доклада: "Тема моего выступления - как делать эффективную рекламу. Но хочу сразу признаться, что я немного покривил душой: как делать рекламу, я не знаю. На самом деле, никто этого не знает. Повторю мысль, которую я всегда говорю на тренингах: в России рекламы нет и еще очень долго не будет..."
ДИАГНОЗ
Безвредно как с научной, так и с практической точки зрения. Проверено неоднократно.
|
РЕЗЮМЕ
|
|
- Если Доклады на конференции подозрительно похожи на описанные выше - стоит ли посещать такие конференции? Помните, 1 час бездарного доклада при 60 присутствующих равняется потере 60 человеко-часов = 2,5 полноценных дня.
- Лучшее лекарство от перечисленных болезней - здоровая конкуренция.
- Ряд критериев, по которым можно отличить приличную научную работу (их меньшинство) от неприличной научной работы (их большинство), описан здесь [3].
- Докладчикам полезно иногда читать ЖСТЛ [1]: там и о настоящей науке, и о типовых благоглупостях сказано блестяще... Наверно, иначе и быть не могло. Ведь Авторы этой книги исследовали биографии 1000 творческих личностей, изменивших наш мир. И, уважая себя, не позволяли себе заниматься наукообразием.
Литература:
1. Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности, Минск, "Беларусь", 1994 г., 479 с.
2. Викентьев И.Л., Описательные и инструментальные модели при обучении маркетингу, рекламе и public relations, бюллетень "Рекламное Измерение", 1999 г., № 6, с. 6 - 7.
3. Викентьев И.Л., Методика оценки методик.
4. Модестов С.Ю., Доклад о Докладе (как подготовить сообщение для специалистов).
5. Викентьев И.Л., Подготовка / Организация профессиональной Конференции
Автор благодарит Александра Соколова за наблюдения по Формуле-4 и помощь в подготовке статьи.
Статья опубликована в бюллетене "Рекламное Измерение" 1999 г., № 7.
Вернуться к списку статей
|
| | | |
|