Новости Новости
Статьи и методики Статьи и методики
Семинары по PR Семинары по PR
Литература Литература
Форумы Форумы
Демо-версии Демо-версии
Цены Цены
Комплектация Комплектация
Ваш заказ Ваш заказ
ТРИЗ-ШАНС ТРИЗ-ШАНС
Ссылки Ссылки
Рассылка Рассылка

Подписчиков



Эталонный сайт по ТРИЗ

Окрытые методики рекламы и Public Relations


СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ НОВИЗНЫ В ЖУРНАЛИСТСКИХ ТЕКСТАХ ПО ВЕРСИИ В.Т. ТРЕТЬЯКОВА.
Цитаты и комментарии.


И.Л. Викентьев, 2005 г.

     Поводом к написанию реферата послужил выход книги: Третьяков В.Т., Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., "Ладомир", 2004 г., 623 страницы.
     Книга привлекательна тем, что ее Автор - многолетний и многоопытный главный редактор "Независимой газеты" - действительно знает и понимает, о чем пишет. Что, к сожалению, чрезвычайно редко для учебников гуманитарного направления...



     Предоставим слово уважаемому Автору:

     "… в журналистике, особенно связанной с ежедневным и почасовым ритмом работы, шаг вправо, шаг влево - это действительно побег с рабочего места, пусть и кратковременный.
     Ясно, что в таких условиях только и возможны стандартные формы подачи материалов. На конвейере экспериментаторство недопустимо, оно вне закона, ибо конвейер не может двигаться неритмично. А кроме того, с конвейера не может сойти автомобиль без одного колеса или с колесом нестандартной формы. Даже из-за того, что работники, призванные изготовить и навесить колесо, решили его срочно усовершенствовать или вообще придумать что-то новое. Газета не может выйти с белым пятном вместо одной из статей. Телепрограмма не может прерваться на 1,5 минуты, а затем возобновиться. Покупатели автомобилей, газет и зрители телеканалов ждут за свои деньги автомобилей с четырьмя колесами; газет, где есть всё, что должно быть в газете; телепрограмм без пустот, длиннот и вчерашних сюжетов.
     Вот почему и родились журналистские жанры - удобные в производстве и полезные в потреблении формы журналистских текстов и видеосюжетов.
     Но за всеми этими вроде бы формальными причинами стандартизации журналистского труда стоят сущностные аспекты журналистики, ее неразрывная связь с жизнью.
     Что в принципе должен сделать журналист (что от него ждет аудитория)? 0б этом я уже говорил ранее. Журналист должен немногое: сообщить о случившемся событии, рассказать о нем, вписать данное событие в контекст схожих и иных событий, дать 3- 4 мнения значимых людей о данном событии, объяснить его.
     Сообщить о событии - это информация.
     Рассказать о событии - это репортаж.
     Дать мнение значимых людей - это интервью.
     Вписать в контекст и объяснить - это статья.
     Четыре жанра рождаются сами собой, ибо они дают возможность представить случившееся и с необходимой, и с достаточной полнотой. Меньше - нельзя, больше - не нужно.
     Но как с помощью этих четырех жанров, да еще в заданном и, как правило, весьма сжатом объеме представить редакции, а через нее и аудитории всю полноту жизни?
     Этой проблемы не существует.
     Ибо жизнь - тоже стандартна. В ней практически никогда не случается того, что когда-либо уже не происходило. Даже события, которые очевидно случились впервые, в основном своем объеме (на 90-95-99%) состоят из повторов постоянно происходящего".

     Третьяков В.Т., Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., "Ладомир", 2004 г., с. 281-282.

     Прервав Автора, не можем не отметить еще один момент, подтверждающий его слова: исследование большого массива журналистских текстов показало, что даже мастера жанра используют не более 10-15% известных риторических приемов. Подробнее об этом смотри здесь, а конкретные примеры таких приемов приведены здесь.

     Вернемся к тексту Автора. Что действительно может быть ново?


      "Это относится, если вдуматься, и к падению тунгусского метеорита, и к первому полету человека в космос, и к первому взрыву атомной бомбы - в том числе и к ее применению против людей, и к теракту 11 сентября 2001 года. Я даже не знаю, что можно привести в качестве примера абсолютно нового события.
     Что ново в этом подлунном мире? Войны! Госперевороты? Экономические кризисы? Рождения людей? Их гибель? Богатство? Бедность? Преступления? Любовь?

     НОВИЗНА СОБЫТИЯ, ЕСЛИ ОНА РЕАЛЬНО ПРИСУТСТВУЕТ, КАК ПРАВИЛО, СВОДИТСЯ К ТРЕМ РЕАЛЬНО ЗНАЧИМЫМ ВЕЩАМ:
  • НАУЧНАЯ ИЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НОВИЗНА (ТУНГУССКИЙ МЕТЕОРИТ, ГАГАРИН);
  • МАСШТАБ (ХИРОСИМА И НАГАСАКИ 6 И 8 АВГУСТА 1945 ГОДА, НЬЮ-ЙОРК И ВАШИНГТОН 11 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА);
  • ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ, ЧАЩЕ ВСЕГО СВЯЗАННОЕ С НЕОЖИДАННОСТЬЮ СЛУЧИВШЕГОСЯ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА ИЛИ ОТКРЫТИЕМ РАНЕЕ НЕ ПРЕДПОЛАГАВШИХСЯ БОЛЬШИНСТВОМ РАЗУМНЫХ ИЛИ, НАПРОТИВ, ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ И ОТТОГО МРАЧНЫХ ПЕРСПЕКТИВ (ГАГАРИН, ЧЕРНОБЫЛЬ, 19 АВГУСТА В СССР, 11 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА).
     Два последних фактора особенно значимы для масс людей, то есть аудитории, а следовательно - и для журналистики.
     Масштаб события, его неожиданность, радужные и особенно трагические перспективы, открывающиеся в результате случившегося, - это характеристики, определяющие сенсационность, то есть, строго говоря, ту же неожиданность события, но отнюдь не его сущность, ибо в ней чаще всего нет новизны.
     Другое дело, как раздуют журналисты случившееся, какую новизну они ему припишут. Как сделать сенсацию - на этот вопрос очень просто ответить, если учесть то, что уже сказано в этой лекции. Напишите, что такого ранее никогда не было, что этого никто не ждал, что теперь, после случившегося, мир (или страна, или город) перевернутся и всё будет не так, как раньше - гораздо лучше. А еще лучше скажите, что всё будет гораздо хуже. И сенсация готова. Другой вопрос, клюнет ли на нее аудитория, а главное, захотят ли ее раскручивать ваши коллеги из других СМИ.
     Настоящих сенсаций, то есть действительно значимого нового, мало. Много того, что до поры до времени скрыто от внимания общества, но новизна и этого весьма относительна. Новизна информации о чем-либо и новизна собственно события - разные вещи"

.      Третьяков В.Т., Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., "Ладомир", 2004 г., с. 282 -283.

     Заметим, что ряд риторических приемов, с помощью которых можно получить "новизну" в восприятии Читателя, приведены в компьютерной программе "Приемы журналистики и public relations". В том числе ряд приемов, связанных с использованием так называемых "вечных стереотипов" - см. подробнее: Викентьев И.Л., Приёмы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 400 примеров, 200 учебных задач и 20 практических приложений, 6-е издание, СПб, "ТРИЗ-ШАНС" и "Бизнес-пресса", 2004 г., с. 63-67.

      "Давно уже подсчитано, что все произведения, созданные за почти три тысячелетия существования литературы, построены на примерно трех десятках стандартных, так называемых бродячих сюжетов. Неужели в журналистике их больше? Конечно нет, ибо их не больше в жизни".

     Третьяков В.Т., Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., "Ладомир", 2004 г., с. 283.

     См., например: 36 сюжетов Ж. Польти (Ж. Польти составил список сюжетов, к которым сводятся известные пьесы. Многочисленные попытки дополнить этот список только подтвердили верность исходной классификации).

      "Давайте разберем, из чего состоит человеческая жизнь, какие значимые этапы (события) включает в себя жизненный (биосоциальный) человеческий цикл.
  • рождение;
  • детство (опека со стороны родителей);
  • учеба (воспитание, обучение);
  • взросление (переход к самостоятельной жизни, в том числе общественной);
  • социализация (вхождение в определенную социальную группу - более узкое понимание этого термина, чем я давал ранее);
  • супружество (создание собственной семьи);
  • работа-I (реализация своих способностей);
  • работа-II (получение средств для жизни своей и своей семьи);
  • рождение детей (опека над новым поколением), появление учеников, последователей;
  • зрелый возраст - Большая семья (есть всё, что нужно для жизни; уже взрослые дети, еще живые родители);
  • распад Большой семьи (уходят дети, умирают родители);
  • старость (уход с работы, переход от опеки над другими к необходимости быть опекаемым);
  • распад Малой семьи (смерть одного из супругов);
  • смерть;
  • память (посмертное продолжение жизни в детях, внуках, памяти друзей, в созданном при жизни).
     Пятнадцать этапов - больше быть не может, нового не придумаешь. Разве что какие-то этапы жизненного цикла могут быть либо пропущены (нет детей, например) или повторятся несколько раз (два или три брака; радикальная смена работы и пр.). Ибо жизнь не развивается гладко, в ней есть коллизии, проблемы, препятствия, которые необходимо преодолевать. Это тоже есть у всех, но у большинства - в естественных объемах. Такова норма, стандарт".

     Третьяков В.Т., Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., "Ладомир", 2004 г., с. 283-284.

     Прокомментируем тезис уважаемого В.Т. Третьякова: "Пятнадцать этапов - больше быть не может, нового не придумаешь". На наш взгляд, это не совсем так.
     Во-первых, в исследовании Альтшуллера Г.С. и Вёрткина И.М., посвященного т.н. "Жизненной стратегии творческой личности", приводится существенно большее количество этапов. Во-вторых, в перечень В.Т. Третьякова не попал ряд конфликтов по схемам: человек - социальная группа; социальная группа-1 - социальная группа-2 и т.п. И в-третьих, предмет описания журналистского текста - не обязательно человек: см., например, экран постановки задачи в программе "Приемы журналистики и public relations".


      "Но достаточно часто наблюдаются и отклонения от естественной нормы - в лучшую и худшую стороны. Что это за отклонения?
  • норма (нет существенных отклонений);
  • ненасильственное радикальное сокращение жизненного цикла или многих его элементов (ранняя немощь или ранняя смерть, например, или: не создана семья, нет детей; работа для заработка есть, а для удовлетворения - нет);
  • насильственное радикальное сокращение жизненного цикла или многих его элементов (от преступности, военных конфликтов и т. д.);
  • умножение этапов жизненного цикла (три-четыре брака, частая смена работы и т. п.);
  • внешние перемены - жизнь во время радикальных перемен в обществе (весь жизненный цикл сохраняется, но деформируется вне зависимости от собственной воли) или радикальная смена места жительства;
  • успех (всё или что-то существенно лучше, чем у других);
  • неуспех (прямо противоположное);
  • конфликтность (всё идет своим чередом, но каждый раз приходится преодолевать много проблем, перенапрягаться);
  • слом (резкое падение после большого успеха, всё приходится начинать сначала);
  • несовпадение, фрустрация (внешнее благополучие при глубокой внутренней неудовлетворенности - наиболее понятный пример: супружество отдельно, любовь - отдельно)
  • сверхуспех (абсолютное лидерство в чем-то или во всем) и как следствие - слава, "обожествление", превращение твоего частного в общественно значимое".
     Третьяков В.Т., Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., "Ладомир", 2004 г., с. 283-284.

     В следующей главе-лекции 17 Автор сам дополнил себя:

      "Начну эту лекцию, как и обещал, с вопроса. В какой всем известной, но чаще только по названию, книге изложены жизненные ситуации, наиболее любимые СМИ? Жду ваших ответов.
     Библия? Нет. "Декамерон"? Уже ближе. Учебник зоологии? Остроумно и почти в точку. Но всё же не то. Что? Правильно - Уголовный кодекс! Сборник, в котором собраны и описаны наиболее распространенные отклонения от стандартного поведения людей. Не случайно один из песенных героев Высоцкого говорил, что он открывает кодекс на любой странице и, не отрываясь, читает до конца.

УК - ВТОРАЯ ПОСЛЕ ДАННОГО КУРСА ЛЕКЦИЙ КНИГА, КОТОРУЮ Я БЫ СОВЕТОВАЛ ПРОЧИТАТЬ ВСЕМ, КТО СОБИРАЕТСЯ ЗАНИМАТЬСЯ ЖУРНАЛИСТИКОЙ.


     Тем более что, помимо прочего, это еще и самый краткий и доступный учебник психологии, которую журналисту тоже неплохо бы знать. Далее уже можно обратиться и к "Декамерону" с Библией".

     Третьяков В.Т., Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., "Ладомир", 2004 г., с. 290.

     Вернемся к главе-лекции 16:

     "Соединив графически жизненный цикл с вариантами отклонений от нормы в ходе его развития, мы получаем матрицу фактически всех возможных жизненных ситуаций (см. табл.). Применительно к главной теме нашего разговора я их называю сюжетными узлами журналистики".

     Третьяков В.Т., Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., "Ладомир", 2004 г., с. 285.

     Далее в книге на с. 286 приводится двухмерная морфологическая таблица, содержащая по вертикальной оси - Этапы человеческой жизни, а по горизонтальной - Варианты отклонений от нормы.

     "Легко увидеть, что эта матрица содержит практически всё, что содержится в материалах СМИ, посвященных жизни конкретных людей. Всего - 165 сюжетных узлов, но в журналистике используются в основном 150, ибо норма, естественно, средства массовой информации не интересует.
     Давайте проверим, действительно ли любое событие, в том числе длящееся, может найти свое место в предложенной матрице. Для этого расположим произвольно выбранные события (они обозначены заглавными буквами) в таблице - в тех точках, где находятся соответствующие сюжетные узлы.
     История вундеркинда (Б) - узлы 3/11 и 7/11.
     Крушение поезда с человеческими жертвами и описание тех, кто погиб, (К) - узлы 2/3, 9/3, 10/3 и 14/7 (некоторые сюжетные узлы для данной ситуации фактически идентичны - это доказательство того, что в реальности сюжетных узлов журналистики даже меньше, чем теоретические 150).
     Импичмент президента (И) - узлы 7/3, 8/9, 7/9 и 8/9.
     Клиническая смерть пациента, из состояния которой его вывели, (С) - узел 14/4.
     Даже сенсационная новинка - клонирование человека (Ч), подразумевается 6-м этапом жизненного цикла, то есть содержится в нашей матрице. Прежде всего это узел 1/4.
     Что уж говорить о спортивном рекорде (Р) - узел 7/6 или 7/11.
     Или о случае, когда кто-то потерял все свои сбережения в ходе реформ, (77) - узлы 6/5 и 8/5 и, возможно, 5/5".

     Третьяков В.Т., Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., "Ладомир", 2004 г., с. 281-287.


     "Плоский" ( = двухмерный ) формат книги явно не позволил использовать в приведенной морфологической таблице следующие координтаты:      Вероятно, для построения подобных таблиц уже необходимы компьютерные технологии.


См. также: 36 сюжетов Ж. Польти

Вернуться к списку статей


Copyright © ООО "ТРИЗ-ШАНС", 2003.
Любое использование текстов и дизайна может
осуществляться лишь с разрешения ООО "ТРИЗ-ШАНС".
Основание: "Закон об авторских правах и смежных правах" PФ и международные нормы.
English
На главнуюПодписка на новостиДилерамФорумыТРИЗ-ШАНСПишите НовостиПодписаться на рассылкуСсылкиТРИЗ-ШАНСВаш заказКомплектацияЦеныДемо-версииФорумыЛитератураСеминары по PRСтатьи