Поводом к написанию реферата послужил выход книги: Третьяков В.Т., Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., "Ладомир", 2004 г., 623 страницы.
Книга привлекательна тем, что ее Автор - многолетний и многоопытный главный редактор "Независимой газеты" - действительно знает и понимает, о чем пишет. Что, к сожалению, чрезвычайно редко для учебников гуманитарного направления...
Предоставим слово уважаемому Автору:
"… в журналистике, особенно связанной с ежедневным и почасовым ритмом работы, шаг вправо, шаг влево - это действительно побег с рабочего места, пусть и кратковременный.
Ясно, что в таких условиях только и возможны стандартные формы подачи материалов. На конвейере экспериментаторство недопустимо, оно вне закона, ибо конвейер не может двигаться неритмично. А кроме того, с конвейера не может сойти автомобиль без одного колеса или с колесом нестандартной формы. Даже из-за того, что работники, призванные изготовить и навесить колесо, решили его срочно усовершенствовать или вообще придумать что-то новое. Газета не может выйти с белым пятном вместо одной из статей. Телепрограмма не может прерваться на 1,5 минуты, а затем возобновиться. Покупатели автомобилей, газет и зрители телеканалов ждут за свои деньги автомобилей с четырьмя колесами; газет, где есть всё, что должно быть в газете; телепрограмм без пустот, длиннот и вчерашних сюжетов.
Вот почему и родились журналистские жанры -
удобные в производстве и полезные в потреблении формы журналистских текстов и видеосюжетов.
Но за всеми этими вроде бы формальными причинами стандартизации журналистского труда стоят сущностные аспекты журналистики, ее неразрывная связь с жизнью.
Что в принципе должен сделать журналист (что от него ждет аудитория)? 0б этом я уже говорил ранее.
Журналист должен немногое: сообщить о случившемся событии, рассказать о нем, вписать данное событие в контекст схожих и иных событий, дать 3- 4 мнения значимых людей о данном событии, объяснить его.
Сообщить о событии - это информация.
Рассказать о событии - это репортаж.
Дать мнение значимых людей - это интервью.
Вписать в контекст и объяснить - это статья.
Четыре жанра рождаются сами собой, ибо они дают возможность представить случившееся и с необходимой, и с достаточной полнотой. Меньше - нельзя, больше - не нужно.
Но как с помощью этих четырех жанров, да еще в заданном и, как правило, весьма сжатом объеме представить редакции, а через нее и аудитории всю полноту жизни?
Этой проблемы не существует.
Ибо жизнь - тоже стандартна. В ней практически никогда не случается того, что когда-либо уже не происходило. Даже события, которые очевидно случились впервые, в основном своем объеме (на 90-95-99%) состоят из повторов постоянно происходящего".
Третьяков В.Т., Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., "Ладомир", 2004 г., с. 281-282.
Прервав Автора, не можем не отметить еще один момент, подтверждающий его слова: исследование большого массива журналистских текстов показало, что даже мастера жанра используют не более 10-15% известных риторических приемов. Подробнее об этом смотри здесь, а конкретные примеры таких приемов приведены здесь.
Вернемся к тексту Автора. Что действительно может быть ново?
"Это относится, если вдуматься, и к падению тунгусского метеорита, и к первому полету человека в космос, и к первому взрыву атомной бомбы - в том числе и к ее применению против людей, и к теракту 11 сентября 2001 года. Я даже не знаю, что можно привести в качестве примера
абсолютно нового события.
Что ново в этом подлунном мире? Войны! Госперевороты? Экономические кризисы? Рождения людей? Их гибель? Богатство? Бедность? Преступления? Любовь?
НОВИЗНА СОБЫТИЯ, ЕСЛИ ОНА РЕАЛЬНО ПРИСУТСТВУЕТ, КАК ПРАВИЛО, СВОДИТСЯ К ТРЕМ РЕАЛЬНО ЗНАЧИМЫМ ВЕЩАМ:
- НАУЧНАЯ ИЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НОВИЗНА (ТУНГУССКИЙ МЕТЕОРИТ, ГАГАРИН);
- МАСШТАБ (ХИРОСИМА И НАГАСАКИ 6 И 8 АВГУСТА 1945 ГОДА, НЬЮ-ЙОРК И ВАШИНГТОН 11 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА);
- ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ, ЧАЩЕ ВСЕГО СВЯЗАННОЕ С НЕОЖИДАННОСТЬЮ СЛУЧИВШЕГОСЯ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА ИЛИ ОТКРЫТИЕМ РАНЕЕ НЕ ПРЕДПОЛАГАВШИХСЯ БОЛЬШИНСТВОМ РАЗУМНЫХ ИЛИ, НАПРОТИВ, ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ И ОТТОГО МРАЧНЫХ ПЕРСПЕКТИВ (ГАГАРИН, ЧЕРНОБЫЛЬ, 19 АВГУСТА В СССР, 11 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА).
Два последних фактора особенно значимы для масс людей, то есть аудитории, а следовательно - и для журналистики.
Масштаб события, его неожиданность, радужные и особенно трагические перспективы, открывающиеся в результате случившегося, - это характеристики, определяющие сенсационность, то есть, строго говоря, ту же неожиданность события, но отнюдь не его сущность, ибо в ней чаще всего нет новизны.
Другое дело, как раздуют журналисты случившееся, какую новизну они ему припишут. Как сделать сенсацию - на этот вопрос очень просто ответить, если учесть то, что уже сказано в этой лекции. Напишите, что такого ранее никогда не было, что этого никто не ждал, что теперь, после случившегося, мир (или страна, или город) перевернутся и всё будет не так, как раньше - гораздо лучше. А еще лучше скажите, что всё будет гораздо хуже. И сенсация готова. Другой вопрос, клюнет ли на нее аудитория, а главное, захотят ли ее раскручивать ваши коллеги из других СМИ.
Настоящих сенсаций, то есть действительно
значимого нового, мало. Много того, что до поры до времени скрыто от внимания общества, но новизна и этого весьма относительна.
Новизна информации о чем-либо и новизна собственно события - разные вещи"
.
Третьяков В.Т., Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., "Ладомир", 2004 г., с. 282 -283.
Заметим, что ряд риторических приемов, с помощью которых можно получить "новизну" в восприятии Читателя, приведены в компьютерной программе "Приемы журналистики и public relations". В том числе ряд приемов, связанных с использованием так называемых "вечных стереотипов" - см. подробнее: Викентьев И.Л., Приёмы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 400 примеров, 200 учебных задач и 20 практических приложений, 6-е издание, СПб, "ТРИЗ-ШАНС" и "Бизнес-пресса", 2004 г., с. 63-67.
"Давно уже подсчитано, что все произведения, созданные за почти три тысячелетия существования литературы, построены на примерно трех десятках стандартных, так называемых бродячих сюжетов. Неужели в журналистике их больше? Конечно нет, ибо их не больше в жизни".
Третьяков В.Т., Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., "Ладомир", 2004 г., с. 283.
См., например: 36 сюжетов Ж. Польти (Ж. Польти составил список сюжетов, к которым сводятся известные пьесы. Многочисленные попытки дополнить этот список только подтвердили верность исходной классификации).
"Давайте разберем, из чего состоит человеческая жизнь, какие значимые этапы (события) включает в себя жизненный (биосоциальный) человеческий цикл.
- рождение;
- детство (опека со стороны родителей);
- учеба (воспитание, обучение);
- взросление (переход к самостоятельной жизни, в том числе общественной);
- социализация (вхождение в определенную социальную группу - более узкое понимание этого термина, чем я давал ранее);
- супружество (создание собственной семьи);
- работа-I (реализация своих способностей);
- работа-II (получение средств для жизни своей и своей семьи);
- рождение детей (опека над новым поколением), появление учеников, последователей;
- зрелый возраст - Большая семья (есть всё, что нужно для жизни; уже взрослые дети, еще живые родители);
- распад Большой семьи (уходят дети, умирают родители);
- старость (уход с работы, переход от опеки над другими к необходимости быть опекаемым);
- распад Малой семьи (смерть одного из супругов);
- смерть;
- память (посмертное продолжение жизни в детях, внуках, памяти друзей, в созданном при жизни).
Пятнадцать этапов - больше быть не может, нового не придумаешь. Разве что какие-то этапы жизненного цикла могут быть либо пропущены (нет детей, например) или повторятся несколько раз (два или три брака; радикальная смена работы и пр.). Ибо жизнь не развивается гладко, в ней есть коллизии, проблемы, препятствия, которые необходимо преодолевать. Это тоже есть у всех, но у большинства - в естественных объемах. Такова норма, стандарт".
Третьяков В.Т., Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., "Ладомир", 2004 г., с. 283-284.
Прокомментируем тезис уважаемого В.Т. Третьякова: "Пятнадцать этапов - больше быть не может, нового не придумаешь". На наш взгляд, это не совсем так.
Во-первых, в исследовании Альтшуллера Г.С. и Вёрткина И.М., посвященного т.н. "Жизненной стратегии творческой личности", приводится существенно большее количество этапов. Во-вторых, в перечень В.Т. Третьякова не попал ряд конфликтов по схемам: человек - социальная группа; социальная группа-1 - социальная группа-2 и т.п. И в-третьих, предмет описания журналистского текста - не обязательно человек: см., например, экран постановки задачи в программе "Приемы журналистики и public relations".
"Но достаточно часто наблюдаются и отклонения от естественной нормы - в лучшую и худшую стороны. Что это за отклонения?
-
норма (нет существенных отклонений);
- ненасильственное радикальное сокращение жизненного цикла или многих его элементов (ранняя немощь или ранняя смерть, например, или: не создана семья, нет детей; работа для заработка есть, а для удовлетворения - нет);
- насильственное радикальное сокращение жизненного цикла или многих его элементов (от преступности, военных конфликтов и т. д.);
- умножение этапов жизненного цикла (три-четыре брака, частая смена работы и т. п.);
- внешние перемены - жизнь во время радикальных перемен в обществе (весь жизненный цикл сохраняется, но деформируется вне зависимости от собственной воли) или радикальная смена места жительства;
- успех (всё или что-то существенно лучше, чем у других);
- неуспех (прямо противоположное);
- конфликтность (всё идет своим чередом, но каждый раз приходится преодолевать много проблем, перенапрягаться);
- слом (резкое падение после большого успеха, всё приходится начинать сначала);
- несовпадение, фрустрация (внешнее благополучие при глубокой внутренней неудовлетворенности - наиболее понятный пример: супружество отдельно, любовь - отдельно)
- сверхуспех (абсолютное лидерство в чем-то или во всем) и как следствие - слава, "обожествление", превращение твоего частного в общественно значимое".
Третьяков В.Т., Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., "Ладомир", 2004 г., с. 283-284.
В следующей главе-лекции 17 Автор сам дополнил себя:
"Начну эту лекцию, как и обещал, с вопроса. В какой всем известной, но чаще только по названию, книге изложены жизненные ситуации, наиболее любимые СМИ? Жду ваших ответов.
Библия? Нет. "Декамерон"? Уже ближе. Учебник зоологии? Остроумно и почти в точку. Но всё же не то. Что? Правильно -
Уголовный кодекс! Сборник, в котором собраны и описаны наиболее распространенные отклонения от стандартного поведения людей. Не случайно один из песенных героев Высоцкого говорил, что он открывает кодекс на любой странице и, не отрываясь, читает до конца.
УК - ВТОРАЯ ПОСЛЕ ДАННОГО КУРСА ЛЕКЦИЙ КНИГА, КОТОРУЮ Я БЫ СОВЕТОВАЛ ПРОЧИТАТЬ ВСЕМ, КТО СОБИРАЕТСЯ ЗАНИМАТЬСЯ ЖУРНАЛИСТИКОЙ.
Тем более что, помимо прочего, это еще и самый краткий и доступный учебник психологии, которую журналисту тоже неплохо бы знать. Далее уже можно обратиться и к "Декамерону" с Библией".
Третьяков В.Т., Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., "Ладомир", 2004 г., с. 290.
Вернемся к главе-лекции 16:
"Соединив графически жизненный цикл с вариантами отклонений от нормы в ходе его развития, мы получаем матрицу фактически всех возможных жизненных ситуаций (см. табл.). Применительно к главной теме нашего разговора я их называю
сюжетными узлами журналистики".
Третьяков В.Т., Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., "Ладомир", 2004 г., с. 285.
Далее в книге на с. 286 приводится двухмерная морфологическая таблица, содержащая по вертикальной оси - Этапы человеческой жизни, а по горизонтальной - Варианты отклонений от нормы.
"Легко увидеть, что эта матрица содержит практически всё, что содержится в материалах СМИ, посвященных жизни конкретных людей. Всего - 165 сюжетных узлов, но в журналистике используются в основном 150, ибо норма, естественно, средства массовой информации не интересует.
Давайте проверим, действительно ли любое событие, в том числе длящееся, может найти свое место в предложенной матрице. Для этого расположим произвольно выбранные события (они обозначены заглавными буквами) в таблице - в тех точках, где находятся соответствующие сюжетные узлы.
История вундеркинда (Б) - узлы 3/11 и 7/11.
Крушение поезда с человеческими жертвами и описание тех, кто погиб, (К) - узлы 2/3, 9/3, 10/3 и 14/7 (некоторые сюжетные узлы для данной ситуации фактически идентичны - это доказательство того, что в реальности сюжетных узлов журналистики даже меньше, чем теоретические 150).
Импичмент президента (И) - узлы 7/3, 8/9, 7/9 и 8/9.
Клиническая смерть пациента, из состояния которой его вывели, (С) - узел 14/4.
Даже сенсационная новинка -
клонирование человека (Ч), подразумевается 6-м этапом жизненного цикла, то есть содержится в нашей матрице. Прежде всего это узел 1/4.
Что уж говорить о
спортивном рекорде (Р) - узел 7/6 или 7/11.
Или о случае, когда
кто-то потерял все свои сбережения в ходе реформ, (77) - узлы 6/5 и 8/5 и, возможно, 5/5".
Третьяков В.Т., Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., "Ладомир", 2004 г., с. 281-287.
"Плоский" ( = двухмерный ) формат книги явно не позволил использовать в приведенной морфологической таблице следующие координтаты:
Вероятно, для построения подобных таблиц уже необходимы компьютерные технологии.
См. также: 36 сюжетов Ж. Польти
Вернуться к списку статей