Телефонный звонок.
- Мне говорили, что Вы занимаетесь с детьми
ТРИЗом?
- Да.
- Хотелось бы встретиться...
- Адрес знаете? Приезжайте.
Через час приедет новый человек, интересующийся или уже занимающийся
ТРИЗ с детьми, коллега. В последнее время их становится все больше и больше.
Это закономерно. Но что ему посоветовать за час-полтора беседы? Дать цельную методику воспитания и обучения творчеству? Ее нет, она только разрабатывается… Рекомендовать какие-то конкретные преподавательские "ходы"? Но педагогика как раз сложна тем, что "ходы", получающиеся у одного, не всегда выходят у другого...
Может быть, несколько спорных советов?
Итак,
Совет-1. Определитесь: Вы собираетесь заниматься или уже занимаетесь с ребятами для собственного развлечения, тщеславия, "прогона материала", заработка, защиты диссертации, или Вы хотите вывести их на творческий уровень?
Это принципиально разные цели...
Совет-2. Позиция начинающего преподавателя: "Я буду учить детей ТРИЗ!"
Это типовая ошибка.
Он будет
вынужден работать с детьми на фоне несовершенной школы, нетворческого ТВ и родителей, не перечитывающих книги по ТРИЗ на ночь… И это нужно учесть. Учесть и приобретенный "телевизионный рефлекс" - получать, развлекаться и ничего не делать самому.
А.С. Макаренко писал о запущенных детях в колонии Куряж, что тупое безразличие было продуктом длительного воспитательного процесса и в известной мере доказывает великое могущество педагогики…
Совет-3. Учтите, в своей массе школьники и студенты не имеют развитых навыков умственного труда. Они не умеют сосредоточиваться, расслабляться, анализировать прочитанное, критиковать, развивать идею, сжато излагать свои мысли, слушать, спорить, уважать себя и т.д.
А. Чирва отмечает, что из 1200 учащихся московских школ, чьи интересы были выборочно проанализированы учеными, лишь 0,3% (!) обнаружили умение работать с книгой. По данным АПН СССР, только 9,7% опрошенных учащихся сумели в процессе работы с текстом учебника выделить главную мысль и сделать краткий пересказ, 27% - вообще не справились ни с каким заданием, а 71% - не сумели сделать даже краткого пересказа. /Чирва А., Какую позицию утверждала "Позиция", еженедельник "Книжное обозрение", 1988 г., N 6, с.14./
Совет-4. С детьми заниматься легко, если заниматься только этим.
Конечно, необходимо знать и уметь применять основы
ТРИЗ.
Преподаватель воспитывает собой, т.к. дети не умеют разделять преподавателя и его предмет.
И преподаватель не должен строить из себя саму непогрешимость, которая все знает и никогда не ошибается, но он должен быть человеком неутомимым, который всегда ищет и, иногда, находит.
Больше очарования!
Постарайтесь научить ребят постоянно сравнивать: хорошее решение с плохим, идеальное с приемлемым,
Творческую Личность с личностью "в состоянии безразличного равновесия" ...
Примечание И.Л. Викентьева 2005 г.: прошедшие годы, увы, продемонстрировали - большинство преподавателей, работающих с детьми "по ТРИЗ/РТВ", базовую теорию знают плохо или очень плохо, а также не имеют собственных значимых творческих достижений…
То, что не проходит при обучении взрослых специалистов, к сожалению, достается подрастающему поколению. См. подробнее:
Почему так редко создаются новые ТРИЗ-методики? (10 типовых ошибок, допускаемых разработчиками новых методик креатива).
Совет-5. Периодически необходимо не включаться в эмоциональный контакт с детьми.
Постарайтесь спокойно увидеть ситуацию со стороны: вот преподаватель - вот дети, а не так: "Я им рассказываю массу интересного, а они не делают домашние задания!!!"
Каждое занятие должно быть проанализировано преподавателем - этому может помочь диктофонная запись.
Совет-6. Знайте: дети могут быть жестоки и неблагодарны.
Совет-7. Детское мышление конкретно - дети познают через примеры. Яркие примеры.
Проверено: при хорошей подаче материала они способны воспринять гораздо больше информации, чем группа средних инженеров.
В то же время они быстро забывают пройденное, поэтому необходимо периодически возвращаться к старому материалу, связывать его с новым. Ребята быстро утомляются. Их нужно разряжать: чередовать виды работ, шутить.
Занятие должно быть радостным, творческим.
Примечание 2004 г.: см. также
статью о качественной подаче материала
Совет-8. Если школьник какую-либо рекомендацию, правило, не выполнил сам, не закрепил действием - материал не усвоен.
Можно раз 20 порекомендовать: "Задавайте при докладе риторические вопросы - это оживляет речь". Но задавать не будут, хоть неделю готовились.
Можно один раз установить правило: перед докладом необходимо вслух перечислить 3 риторических вопроса, которые будут использованы потом в докладе. И все будет выполнено с первого раза!
Совет-9. И последнее: никого не слушайте - ищите свой собственный путь. Материал данного пособия - не догма, а опора для толчка.
Первая публикация: Методическое пособие по Теории Решения Изобретательских Задач для преподавателей школ. Киев, РСЮТ, 1991, с. 22-30.
|
|